Антимонопольный комплаенс как способ предупреждения нарушений антимонопольного законодательства
30 мая 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Антимонопольный комплаенс как способ предупреждения нарушений антимонопольного законодательства

 

Одним из требований Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», является необходимость создания и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Одним из инструментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков для компаний является разработка и внедрение антимонопольного комплаенса — системы внутрикорпоративного предупреждения нарушений антимонопольного законодательства.

Целью антимонопольного комплаенса для компаний является снижение вероятности антимонопольного нарушения посредством снижения риска произвола исполнителя и, как следствие, риска антимонопольных санкций.

Основной аргумент в пользу закрепления данного института: внедрение комплаенса создает выгоды и для ФАС России, и для компаний, поскольку позволяет предупреждать нарушения антимонопольного законодательства либо выявлять их на ранней стадии. Это, с одной стороны, может позволить уменьшить число фактических нарушений, с другой стороны, может снизить нагрузку на антимонопольной органы путем сокращения числа разбирательств.

В настоящее время ФАС России разработан проект Методических рекомендаций по внедрению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).

Данные Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к организации антимонопольного комплаенса.

Методические рекомендации содержат определение антимонопольного комплаенса, под которым понимается совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных правовым актом (актами) органа власти, направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

Целями антимонопольного комплаенса являются:

- обеспечение соответствия деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства;

- профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в его деятельности;

- повышение уровня правовой культуры в органах власти;

- сокращение количества нарушений антимонопольного законодательства.

Задачи антимонопольного комплаенса:

- выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;

- управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;

- контроль соответствия деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства;

- оценка эффективности организации органом власти антимонопольного комплаенса.

Для организации антимонопольного комплаенса каждый орган власти обязан разработать правовой акт, который должен содержать требования, предусмотренные Методическими рекомендациями, разместить данный акт на своем официальном сайте и ознакомить служащих (работников) с его содержанием.

Предусмотрено создание органом власти Уполномоченного подразделения или назначение должностного лица, осуществляющего деятельность по внедрению, обеспечению контроля и анализа эффективности антимонопольного комплаенса в органе власти.

Орган власти вправе наделить полномочиями для осуществления антимонопольного комплаенса существующее структурное подразделение или отдельного служащего (работника, руководителя).

К компетенции Уполномоченного подразделения (должностного лица) относятся следующие полномочия:

а) организация разработки и представления на утверждение руководству органа власти акта об антимонопольном комплаенсе (представление предложений по внесению изменений в указанный акт), а также внутренних документов органа власти, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности их возникновения;

в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих (работников) и подразделений органа власти, разработка предложений по их исключению;

г) консультирование и организация обучения служащих (работников) и руководства органа власти по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;

д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями органа власти по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;

е) организация внутренних расследований, связанных с осуществлением антимонопольного комплаенса и участие в них;

ж) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему по вопросам, связанным с выявленными нарушениями, проводимыми проверками, и привлечения к ответственности;

з) информирование руководителя органа власти о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;

и) иные функции, связанные с осуществлением антимонопольного комплаенса.

Уполномоченное подразделение (должностное лицо) подчиняется непосредственно руководителю органа власти.

Общий контроль за организацией работ по внедрению антимонопольного комплаенса и обеспечению его функционирования рекомендуется возложить на руководителя органа власти.

В целях проведения анализа соответствия деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства и независимой оценки эффективности внедрения им антимонопольного комплаенса создается Коллегиальный орган, который представляет собой независимый совещательный орган.

Функции Коллегиального органа могут быть возложены:

а) в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации на Общественный совет при федеральном органе исполнительной власти;

б) в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации на Коллегиальный орган, создаваемый в рамках реализации положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р;

в) в органах местного самоуправления на координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, организованные органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Неотъемлемой частью контроля соблюдения органом власти антимонопольного законодательства являются выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства.

В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства Уполномоченным подразделением на регулярной основе проводятся:

- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства, за предыдущие 5 лет (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);

- анализ действующих нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества;

- анализ проектов нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества;

- мониторинг и анализ правоприменительной практики с участием представителей антимонопольного органа (центрального аппарата и территориальных управлений ФАС России).

- разработка и поддержание в актуальном состоянии методики выявления внутренних и внешних рисков нарушения антимонопольного законодательства в рамках или в связи с общей политикой органа власти по применению антимонопольного комплаенса;

- проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мер контроля;

- проведение регулярных проверок («глубокое погружение», опросы) для выявления у органа власти остаточных рисков нарушения антимонопольного законодательства;

- анализ соответствия деятельности органа власти положениям Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р;

- подготовка и представление руководителю органа власти, а также направление на рассмотрение Коллегиального органа Доклада об антимонопольном комплаенсе.

Указанный анализ рисков проводится органом власти не реже одного раза в год, итоги его проведения включаются в Доклад об антимонопольном комплаенсе, представляемый органом власти в Коллегиальный орган.

На основе анализа, проведенного органом власти нарушения антимонопольного законодательства, составляются карты рисков.

В карты рисков включаются:

- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;

- описание причин возникновения рисков;

- описание условий возникновения рисков;

- мероприятия по минимизации и устранению рисков;

- наличие (отсутствие) остаточных рисков;

- вероятность повторного возникновения рисков.

Карты рисков составляются Уполномоченным подразделением не реже одного раза в год и включаются в Доклад об антимонопольном комплаенсе.

В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства Уполномоченным подразделением разрабатывается план мероприятий («дорожная карта»), представляющая собой перечень мер, необходимых для устранения причин и условий недопущения, ограничения и устранения конкуренции и последовательность их применения, а также перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных рисков.

План мероприятий («дорожная карта») разрабатывается Уполномоченным подразделением ежегодно, с учетом реализации органом власти мероприятий по антимонопольному комплаенсу.

Орган власти обеспечивает систематическое обучение своих служащих (работников) и руководителей основам антимонопольного законодательства и ознакомление с внутренними документами в следующих формах:

- вводный (первичный) инструктаж (при приеме на работу);

- целевой (внеплановый) инструктаж (в случае изменения антимонопольного законодательства);

- повышение квалификации в целях изучения основ антимонопольного законодательства (не реже одного раза в три года).

  • целях оценки реализации органом власти процедур антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели эффективности, которые должны быть объективными, верифицируемыми и актуальными и характеризовать деятельность как отдельно Уполномоченного подразделения, так и органа власти в целом.

Одним из ключевых показателей необходимо считать снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

Информация о достижении (недостижении) указанных показателей эффективности представляется на рассмотрение руководителю органа власти, а также выносится на рассмотрение Коллегиального органа не реже одного раза в год.

В целях обеспечения эффективной реализации антимонопольного комплаенса Уполномоченное подразделение проводит оценку применяемых органом власти процедур антимонопольного комплаенса и подготавливает Доклад об антимонопольном комплаенсе.

Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:

- информацию о Правовом акте органа исполнительной власти;

- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства, за предыдущие 5 лет (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);

- анализ действующих нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества;

- анализ проектов нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества;

- мониторинг и анализ правоприменительной практики с участием представителей антимонопольного органа (центрального аппарата и территориальных управлений ФАС России);

- карты рисков отдельно по каждому из выявленных рисков, составленные на основании матрицы рисков;

- план мероприятий («дорожную карту»);

- информацию о минимизации выявленных рисков;

- информацию о наличии (отсутствии) остаточных рисков;

- информацию об обучении служащих (работников) органа власти основам антимонопольного законодательства;

- позицию антимонопольного органа, а также представителей бизнес-сообщества в отношении эффективности и полноты антимонопольного комплаенса органа власти.

Доклад об антимонопольном комплаенсе не реже 1 раза в год представляется Уполномоченным подразделением органом власти на утверждение Коллегиальному органу, и размещается на официальном сайте органа в свободном доступе.

Зарубежная практика применения антимонопольного комплаенса довольно существенно разнится. Так, Европейская комиссия неоднократно обращала внимание на то, что она признает важность таких корпоративных программных документов, однако в рамках антимонопольных разбирательств и вынесения решения о наложении штрафа не учитывает наличие этих документов и соблюдение содержащихся в них требований.

В то же время ряд стран — членов Европейского союза на национальном уровне рассматривают возможность снижения санкций при наличии у компании антимонопольного комплаенса и следовании ему. Так, в Великобритании и Франции существует возможность снижения штрафа на 10%, в Италии — на 15%.

Антимонопольная служба в России придерживается аналогичной позиции: предлагается считать наличие комплаенса смягчающим обстоятельством при наложении штрафов – они будут снижаться.

В частности, Федеральная Антимонопольная Служба России предлагает принять закон, в соответствии с которым в случае внедрения в компании антимонопольного комплаенса нарушитель антимонопольного законодательства заплатит административный штраф на 12.5% меньше.

Если на предприятии есть антимонопольный комплаенс и он актуально поддерживается, то в случае возникновения сговора с участием этой компании, к ответственности скорее всего будет привлечено физическое лицо, а не организация. Если же комплаенс фальшивый, бумажки подписали, никаких мероприятий не проводилось, то к ответственности должна быть привлечена компания.

Таким образом, у компаний есть большой стимул внедрения процедуры предупреждения антимонопольных нарушений, поскольку, во-первых, такие компании могут быть освобождены от плановых проверок, а во-вторых, в случае выявления фактов нарушения антимонопольного законодательства в данных компаниях появляется возможность снизить размер налагаемого штрафа.

Для ФАС России внедрение института комплаенса является важной составляющей развития антимонопольной политики.

Принятие антимонопольного комплаенса позволит снизить административную нагрузку на бизнес и повысить качество выполнения контрольно-надзорных функций.

 

Наверх