«О практике применения антимонопольного законодательства в Рязанской области»
30 августа 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

на тему: «О практике применения антимонопольного законодательства

в Рязанской области»

 

Докладчик:

Руководитель Рязанского УФАС России

Гребнев Юрий Николаевич

 

В целях реализации Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» между Правительством Рязанской области и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области осуществляется тесное взаимодействие.

Виды взаимодействия:

1) на территории Рязанской области функционирует межведомственный координационный орган Правительства Рязанской области - Штаб («проектного офиса») по улучшению состояния инвестиционного и предпринимательского климата Рязанской области, в состав которого включен руководитель Рязанского УФАС России.

На заседаниях данного Штаба рассматриваются в том числе актуальные вопросы, связанные с развитием конкурентной среды на территории Рязанской области, с исполнением требований Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р.

2) при Рязанском УФАС России функционирует Общественный совет, членом которого является заместитель министра промышленности и экономического развития Рязанской области.

На первом заседании Совета, которое состоялось 21 июня 2018 года, обсуждались вопросы, связанные в том числе с:

- реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»;

- внедрением органами исполнительной власти Рязанской области антимонопольного комплаенса как способа предупреждения нарушений антимонопольного законодательства.

3) на Экспертном совете по закупкам при Рязанском УФАС России также обсуждаются вопросы, связанные с развитием конкуренции в Рязанской области, которые являются актуальными не только для Рязанской области, но и для остальных субъектов Российской Федерации.

4) на заседании Правительства Рязанской области 26 июня 2018 года заслушан доклад руководителя Рязанского УФАС России на тему «О вопросах реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы».

В докладе содержались предложения по выполнению общих ключевых показателей, предусмотренных Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы.

Это такие показатели как:

а) снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

б) обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу.

в) увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.

По результатам выступления руководителя Рязанского УФАС России даны конкретные поручения органам местного самоуправления, центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области, реализация которых позволит выполнить задачи, поставленные Президентом Российской Федерации.

5) Правительство Рязанской области и органы местного самоуправления приняли активное участие в обсуждении проекта методических рекомендаций по внедрению антимонопольного комплаенса, разработанного ФАС России.

Антимонопольный комплаенс – это новелла в действующем законодательстве, которая позволяет не допускать нарушение закона на самом первоначальном этапе – на этапе принятия решения самим субъектом контроля.

В настоящее время ФАС России разработан проект Методических рекомендаций по внедрению органами власти всех уровней антимонопольного комплаенса.

Данный проект направлен органам местного самоуправления, органам исполнительной власти Рязанской области для ознакомления и представления имеющихся предложений, замечаний по его содержанию.

Всего Рязанским УФАС России получено более 20 предложений по усовершенствованию методики внедрения антимонопольного комплаенса, которые направлены в ФАС России и будут учтены при утверждении окончательного варианта данного правового акта.

6) на территории Рязанской области активно функционирует комиссия по координации работы по противодействию коррупции, участие в которой в обязательном порядке принимает представитель Рязанского УФАС России.

Следует также остановиться на тех задачах, решаемых антимонопольным органом, которые влияют на развитие конкуренции в различных отраслях экономики Рязанской области.

  1. Антимонопольный орган уделяет большое внимание проблемам, связанным с трудностями, которые испытывают хозяйствующие субъекты при присоединении к электрическим сетям, сетям водоснабжения, газоснабжения.

Как известно, без поставки данных ресурсов развитие конкуренции невозможно.

Всего в 2017-2018 годах в антимонопольный орган поступило более 20 заявлений, связанных с отказом в выдаче технических условий на присоединение к энергосетям.

  • ряде случаев такие обращения были признаны обоснованными. После вмешательства Рязанского УФАС России заявители получили возможность реализовать свое право на пользование энергоресурсами.

2. Рязанское УФАС России оперативно реагирует на ситуации, когда в результате незаконных действий энергоснабжающих организаций (как правило, гарантирующих поставщиков) население и хозяйствующие субъекты на продолжительное время остаются без энергоресурсов.

В 2015, 2016 годах гарантирующий поставщик вводил режим полного прекращения поставки электроэнергии на артезианские скважины в селах Шиловского муниципального района, в результате чего жители сел, в том числе добросовестные плательщики коммунальных услуг, оставались без холодной воды.

В 2017 году гарантирующий поставщик вводил режим полного прекращения поставки электроэнергии в подъездах многоквартирных домов Сапожковского муниципального района Рязанской области.

Такое поведение энергоснабжающей организации существенно нарушило права жителей Рязанской области. Данные нарушения в настоящее время устранены.

3. Антимонопольный орган уделяет большое внимание борьбе с картелями.

Картель был и остается губительным для экономики явлением. Ежегодно создаются все новые и новые соглашения, дискриминируя других участников рынка.

Картели — наиболее опасные нарушения антимонопольного законодательства в мире. Картелизация, в частности, происходит в сфере госзакупок. В прошлом году ФАС России возбудило 416 дел по антиконкурентным соглашениям, 80% из них по картелям.

В Рязанской области также рассмотрено дело в отношении 8 хозяйствующих субъектов, которые создали картель на рынке медицинских услуг.

В настоящее время нарушение пресечено, виновные лица привлечены к административной ответственности.

В заключение следует подчеркнуть, что приоритеты ФАС России по реализации Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» изменены.

На первый план выходят мероприятия, связанные с развитием конкуренции. Стратегией на будущее является переход от охранительной функции к функции активного развития конкуренции на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.

В этой связи взаимодействие между всеми ветвями власти с целью выполнения поставленных задач является наиболее востребованным и актуальным.

 

Руководитель   Ю.Н. Гребнев

Наверх