Нарушения антимонопольного законодательства со стороны гарантирующих поставщиков и сетевых организаций при ограничении режима энергопотребления.
19 февраля 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад на тему: Нарушения антимонопольного законодательства со стороны гарантирующих поставщиков и сетевых организаций при ограничении режима энергопотребления.

Подготовила Федорова Елена Николаевна, начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков Рязанского УФАС России.

В практике работы антимонопольной службы встречаются случаи, когда энергоснабжающие организации нарушают права потребителей энергии.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии регламентированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится в том числе в случае нарушения потребителем своих обязательств, выразившееся в неисполнение или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

Данная формулировка применяется с 01.01.2019 года, когда в Правила были внесены изменения, касающиеся как оснований, так и процедуры введения режима энергопотребления.

Итак, Правила содержат следующие понятия:

- исполнитель - сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства;

- инициатор введения ограничения - лицо, по инициативе которого в соответствии с настоящими Правилами вводится ограничение режима потребления (как правило, это гарантирующий поставщик);

- потребители, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям" - потребители, которые относятся к категориям потребителей согласно приложению (в нашем случае к ним относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов).

Приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии определены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствия. Так в этот перечень включены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Установление определенного перечня потребителей свидетельствует о том, что законодатель закрепил за определенными в этом перечне организациями особый порядок введения режима ограничения энергопотребления в отношении этих объектов.

Так, до внесения изменений в Правила, гарантирующий поставщик обязан был соблюдать особый порядок при инициировании ограничения режима энергопотребления в отношении этих объектов. Это значит, что нельзя было вводить режим ограничения ниже уровня аварийной и технологической брони.

С момента внесения изменений порядок введения режима энергопотребления изменился: сейчас право направить уведомление о введении режима энергопотребления за гарантирующим поставщиком также сохранилось, но вместе с тем законодатель установил для организаций, эксплуатирующих объекты, ограничение которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, определенные обязательства, предшествующие самой процедуре ограничения.

В частности, такие организации обязаны совершить определенные мероприятия для обеспечения безопасного функционирования его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети. К таким мероприятиям относятся следующие:

- направление уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления инициатору введения ограничения и каждому исполнителю (субисполнителю), указанному в уведомлении о введении ограничения режима потребления;

- выполнение в срок, не превышающий 2 месяцев, мероприятий по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети в случае непредставления в установленный пунктом 16(1) настоящих Правил срок хотя бы одному из исполнителей (субисполнителей), указанных в уведомлении о введении ограничения, утвержденного плана мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления.

Между тем Рязанским УФАС России за 2017 – 2019 годы выявлено несколько случаев, когда указанные субъекты при совершении действий по введению режима ограничения энергопотребления объектов, ограничение которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, нарушили процедуру введения ограничения режима потребления в отношении таких объектов, тем самым нарушили запреты, установленные антимонопольным законодательством.

Так, часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установила запрет на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются либо могут быть ущемлены интересы неопределенного круга лиц.

В одном случае гарантирующий поставщик, злоупотребив своим доминирующим положением, прекратил поставку электрической энергии на объекты водоснабжения, в результате которых жителям сельских поселений Шиловского муниципального района Рязанской области в течение длительного времени не подавалась холодная вода. Антимонопольный орган установил, что причиной неподачи холодной воды явились действия гарантирующего поставщика по прекращению поставки электрической энергии на артезианские скважины, переданные на облуживание организации, занимающейся поставкой ресурса в сельских поселениях. По результатам рассмотрения дела действия Гарантирующего поставщика были признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выдано предписание о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

В другом случае по инициативе гарантирующего поставщика было полностью прекращено энергоснабжение в местах общего пользования в четырех многоквартирных домах в рабочем поселке Сапожок Рязанской области (отключено подъездное освещение в домах). Аналогичные действия гарантирующий поставщик угрожал совершить в отношении более тридцати домов в рабочем поселке Сапожок Рязанской области в случае, если управляющая компания не погасит задолженность за электрическую энергию. Подобными действиями гарантирующий поставщик нарушил права добросовестных плательщиков на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

Снова действия Общества были признаны антимонопольным органом нарушением запретов части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выдано предписание.

Также Рязанское УФАС России дало оценку действиям гарантирующего поставщика и в следующем случае.

Установлено, что гарантирующий поставщик направил в адрес организации, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенного пункта Рязанской области уведомление о планируемом введении ограничения поставки электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, а именно в отношении водозаборов, канализационной насосной станции, очистных сооружений, артезианской скважины и др. В соответствии с Правилами организация-потребитель относится к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Комиссия Рязанского УФАС России установила, что действиями гарантирующего поставщика по введению ограничения режима потребления электрической энергии может быть создана угроза прекращения оказания услуг водоснабжения и водоотведения, что приведет к лишению населения и социально значимых объектов населенного пункта Рязанской области жизненно необходимых ресурсов. На основании вышеизложенного Рязанское УФАС России выдало ПАО «РЭСК» предостережение о недопустимости совершения планируемых действий по введению ограничения поставки электрической энергии в отношении МУП «Водоканал» в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Особое внимание хотелось обратить на следующее дело.

Исключительность следующего дела заключается в том, что нарушившим антимонопольное законодательство был признан не только гарантирующий поставщик за нарушение порядка введения ограничения режима потребления, но и сетевая организация, которая, получив от инициатора введения ограничения уведомление о планирующемся ограничении, совершила действия по введению режима энергопотребления. Существенным обстоятельством при квалификации нарушения явилось то, что гарантирующий поставщик и сетевая организация нарушили Правила при введении ограничения режима энергопотребления в отношении потребителей (объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим и социальным последствиям. В итоге не соответствующие требованиям Правил ограничения действия хозяйствующих субъектов приводят (могут привести) к угрозе ущемления интересов неопределенного круга лиц (население сельского поселения Рязанской области), а также прав хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности (организации, эксплуатирующей объекты централизованного водоснабжения и канализации).

Обращаю внимание, что во всех описанных случаях основанием для направления уведомлений явилось образование задолженности потребителей по оплате по действующим договорам энергоснабжения. Свои действия по направлению уведомлений о введении режима ограничения энергопотребления гарантирующий поставщик объяснял как реализацию тех прав, которые предоставлены ему Правилами.

Во всех описанных случаях ответчики были не согласны с вменяемым нарушением, решения Рязанского УФАС России оспаривались в судебных инстанциях. Однако по результатам рассмотрения заявлений суды отказывали в их удовлетворении, признавая ненормативные акты антимонопольного органа законными и обоснованными.

Кроме того, во всех описанных случаях виновные лица были привлечены к административной ответственности, назначены штрафы на общую сумму более одного миллиона рублей.

 

В заключении своего доклада хочу отметить, что поскольку последствием введения полного ограничения режима потребления электрической энергии гарантирующим поставщиком является полное прекращение исполнения обязательств, то есть прекращение поставки электроэнергии, расходуемой на обеспечение водоснабжения абонентов, не имеющих задолженности по оплате данного ресурса, то данные действия гарантирующего поставщика и сетевой организации нарушают права абонентов (потребителей), относящихся к субъектам, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

 

Наверх