Доклад о реализации национального плана развития конкуренции в РФ
01 марта 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

на тему «Реализация национального плана развития конкуренции

в Российской Федерации в 2018-2020 годы»

 

21 декабря 2017 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Данный Указ по сути является документом стратегического планирования и восходит к статьям 8 и 34 Конституции России, которые запрещают монополизацию рынков и требуют развития конкуренции в нашей стране.

Указ Президента РФ о развитии конкуренции стал первым подобным документом в нашей истории. Документ определяет принципы взаимодействия государства и общества, предусматривающие нетерпимость к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции и злоупотребления монопольным положением. Органы власти всех уровней будут проводить оценку управленческих решений с учетом последствий таких решений для конкуренции.

Уровень монополизации, особенно в регионах, зашкаливает и достигает очень больших величин. К сожалению, выявляются значительные нарушения конкуренции со стороны самих же органов власти. При реализации мероприятий, предусмотренных Указом Президента, количество нарушений конкурентного законодательства органами власти к 2020 году должно сократиться в два раза.

В настоящее время по поручению Правительства РФ все отраслевые ведомства разрабатывают «дорожные карты» по конкуренции и все они в ближайшее время будут завершены и утверждены.

В целом Указ Президента РФ призван повысить удовлетворенность потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен, экономическую эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, обеспечить стабильный рост и развитие экономики, снизить социальную напряженность в обществе и обеспечить национальную безопасность.

Все эти цели и задачи должны быть достигнуты благодаря реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента № 618.

Национальный план развития конкуренции в РФ направлен на снижение доли государственного участия в конкурентных сферах экономической деятельности, в том числе планируется ограничить создание унитарных предприятий, ввести запрет приобретения государством и муниципалитетами акций и долей компаний, функционирующих в условиях конкуренции.

Среди основных принципов государственной политики по развитию конкуренции, обозначенных в документе, можно выделить:

- сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках;

- обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;

- направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции;

- стимулирование со стороны государства добросовестных практик осуществления хозяйственной деятельности;

- недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

- обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции.

Мероприятия настоящего Национального плана направлены на достижение таких ключевых показателей как:

а) сокращение количества нарушений конкретного законодательства органами власти к 2020 году в два раза;

б) обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу. Исключение здесь составляют сфера деятельности субъектов естественных монополий и оборонно-промышленный комплекс;

б) планируется продолжить реформирование системы государственных закупок и увеличить долю малого бизнеса в два раза по соответствующим параметрам 44-го федерального закона и также существенно увеличить участие СМП по закону № 223 к 2020 году.

Что же планируется осуществить для реализации поставленных целей и задач в сфере деятельности антимонопольных органов?

1. Предлагается на базе общественно-консультативных советов Федеральной антимонопольной службы создать совещательные органы по развитию конкуренции в каждом субъекте РФ

2. При высшем должностном лице также в каждом субъекте РФ обеспечить работу коллегиального органа для внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах РФ, утвержденного Правительством в 2015 году.

3. Обеспечить возможность сотрудников антимонопольных органов в рамках административных процедур самостоятельно направлять ход расследования и принимать решения о производстве процессуальных действий по делам о нарушениях антимонопольного законодательства.

4. Исключить возможность приостановления действия решений и предписаний антимонопольных органов в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда такое приостановление вводится судебным актом.

Следует также отметить, что в каждой из отраслей экономики Национальным планом ожидается достижение определенных результатов и целевых показателей.

К примеру, в сфере здравоохранения ожидается обеспечение функционирования рынков лекарственных препаратов и медицинских изделий на принципах взаимозаменяемости; снижение цен на лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия, улучшение их доступности для граждан.

В данной сфере в январе 2018 года Правительством РФ уже утверждена «дорожная карта» по развитию конкуренции. Это первое мероприятие, направленное на исполнение Национального плана развития конкуренции. Документ предусматривает меры по развитию конкуренции на рынках лекарственных препаратов, медицинских изделий, медицинских услуг, а также БАДов на ближайшие 4 года.

На рынке социальных услуг планируется привлекать для решения вопросов социальной политики некоммерческий сектор. Позиция антимонопольных органов в целом сводится к тому, что данные организации могут оказывать социальные услуги зачастую лучше, чем госструктуры.

В сфере агропромышленного комплекса ожидается повышение уровня товарности основных видов сельскохозяйственной продукции, расширение географии поставок и номенклатуры сельскохозяйственных товаров, снижение зависимости внутреннего рынка от иностранного.

В области дорожного строительства прогнозируется сокращение доли закупок, признанных несостоявшимися, с 30 процентов в 2017 году не менее чем на 5 процентов в год. Декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства.

В сфере телекоммуникации - обеспечение в не менее чем 80 процентах городов с численностью более 20 тыс. человек наличия не менее 3 операторов, предоставляющих услуги связи и устранение необоснованной разницы в тарифах на услуги сотовой связи при поездках по Российской Федерации (роуминг).

Как уже многим стало известно, например, мобильный оператор МТС недавно объявил о снижении тарифов на услуги связи по региональному роумингу. МТС планирует внести изменения в несколько тарифных планов, которые отменят плату за входящие звонки, а также снизят стоимость исходящих звонков, SMS-сообщений и интернет-трафика при нахождении абонента за пределами домашнего региона.

В области информационных технологий планируется повышение доли российских программных продуктов, в том числе в социально значимых отраслях (энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, транспорт, безопасность).

В жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, планируется существенно снизить долю полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями в субъекте Российской Федерации до 20 процентов в 2019 году и до 10 процентов в 2020 году.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства является одной из самых проблемных сфер. Сейчас в ней преимущественно не самая эффективная форма организаций – муниципальные унитарные предприятия. На их место должны прийти малые и средние предприятия, которые будут оказывать более качественные услуги за счет конкуренции, ведь, как известно, конкуренция всегда рождает повышение производительности труда, инновации, и в итоге более высокое качество услуг для потребителей. В данной отрасли ключевое значение должно принадлежать малому бизнесу. В связи с этим предлагается утвердить перечень определенных видов работ, которые будут закреплены только за малыми предприятиями.

Транспортные услуги. Ожидается развитие добросовестной конкуренции на рынке грузовых перевозок (автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный виды транспорта) и связанных с ними услуг.

Планируется запуск в эксплуатацию электронной торговой площадки по перевозкам грузов, а также развитие электронных систем транспортных услуг, в том числе для малого и среднего бизнеса, в том числе путем.

В области промышленности прогнозируется создание условий для производства российских товаров, способных эффективно конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем и внешнем рынках. Увеличение доли экспорта российских промышленных товаров.

Подводя итог вышесказанному можно отметить, что активное содействие развитию конкуренции в РФ обозначено Президентом нашей страны в качестве приоритетного направления деятельности.

Главная цель – снизить долю государства во всех сферах, поскольку согласно докладам ФАС в России сложился государственно-монополистический капитализм, с 2005 года госсектор увеличился в два раза и составил 70% экономики. То есть речь идет не просто о поддержке конкуренции, а о ее развитии, чему должна помочь реализация мероприятий, закрепленных в Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации.

Наверх