Антимонопольный комплаенс как механизм защиты экономических отношений. Внедрение антимонопольного комплаенса в Рязанской области
01 февраля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» надлежит:

Правительству Российской Федерации:

- в срок до 1 марта 2019 года принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

- в срок до 1 марта 2019 года принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органам местного самоуправления рекомендовано:

- активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях;

- обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.

Распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства рекомендовано руководствоваться методическими рекомендациями (пункт 2 распоряжения Правительства РФ).

 

Задачами антимонопольного комплаенса являются:

  • выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
  • управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
  • контроль за соответствием деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
  • оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

 

 

 

Организационная структура антимонопольного комплаенса выглядит следующим образом:

Коллегиальный орган – оценка эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса;

Руководитель ФОИВ – утверждение описания рисков, мероприятий по устранению (минимизации) рисков, доклада об антимонопольном комплаенсе; применение ответственности

Уполномоченное подразделение – деятельность организации, обеспечению контроля и анализа эффективности антимонопольного комплаенса.

 

Руководитель федерального органа исполнительной власти:

Осуществляет общий контроль за организацией и функционированием в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса:

  • вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы федерального органа исполнительной власти, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
  • применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими федерального органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе;
  • рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
  • осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.

 

Уполномоченное подразделение (должностное лицо) и коллегиальный орган определяются на основании следующих принципов:

а) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководству федерального органа исполнительной власти;

б) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).

 

Функциями уполномоченного подразделения (должностного лица) являются:

а) подготовка и представление руководителю федерального органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов федерального органа исполнительной власти, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;

в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, разработка предложений по их исключению;

г) консультирование служащих федерального органа исполнительной власти по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;

д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;

е) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;

ж) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;

з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;

и) информирование руководителя федерального органа исполнительной власти о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;

к) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.

 

К функциям коллегиального органа относятся:

а) рассмотрение и оценка мероприятий федерального органа исполнительной власти в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;

б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.

Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при федеральном органе исполнительной власти.

 

Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства проводиться регулярно, не реже 1 раза в год и включает в себя следующие процедуры:

а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности федерального органа исполнительной власти за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);

б) анализ нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;

в) анализ проектов нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;

г) мониторинг и анализ практики применения федеральным органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;

д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.

Коллегиальный орган антимонопольного органа по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства вправе давать разъяснения о типовых нарушениях антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти.

Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

 

Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства («Дорожная карта» снижения рисков) разрабатывается (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) и включает в себя:

  • наименование мероприятий;
  • описание действий, направленных на исполнение мероприятий;
  • должностное лицо (структурное подразделение) органа власти ответственное за исполнение мероприятия;
  • срок исполнения мероприятия;
  • показатели выполнения мероприятий.

Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.

 

Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:

  • информацию о проведении выявления и оценки рисков;
  • информацию об утверждении и исполнении планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков;
  • информацию о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
  • информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации комплаенса.

Доклад об антимонопольном комплаенсе утверждается коллегиальным органом. Информация о внедрении антимонопольного комплаенса подлежит включению в ежегодный Доклад о состоянии конкуренции, представляемый ФАС России в Правительство РФ.

 

Оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса

Ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса устанавливаются как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для федерального органа исполнительной власти в целом.

Оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса проводится уполномоченным подразделением (должностным лицом) не реже одного раза в год.

Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 5 февраля 2019 года №133/19 утверждена Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

 

Внедрение антимонопольного комплаенса в Рязанской области

Распоряжением от 21.01.2019 №13-рг Губернатор Рязанской области обязал руководителей центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области принять необходимые меры по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства их деятельности, включая:

- принятие и размещение на официальном сайте в сети «Интернет» до 15 февраля 2019 года правового акта, регламентирующего вопросы антимонопольного комплаенса;

- не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (начиная с 2020 года) направление ежегодных докладов об антимонопольном комплаенсе в Рязанское УФАС России.

 

Наверх