В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» надлежит:
Правительству Российской Федерации:
- в срок до 1 марта 2019 года принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:
- в срок до 1 марта 2019 года принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органам местного самоуправления рекомендовано:
- активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях;
- обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.
Распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства рекомендовано руководствоваться методическими рекомендациями (пункт 2 распоряжения Правительства РФ).
Задачами антимонопольного комплаенса являются:
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
- контроль за соответствием деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.
Организационная структура антимонопольного комплаенса выглядит следующим образом:
Коллегиальный орган – оценка эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса;
Руководитель ФОИВ – утверждение описания рисков, мероприятий по устранению (минимизации) рисков, доклада об антимонопольном комплаенсе; применение ответственности
Уполномоченное подразделение – деятельность организации, обеспечению контроля и анализа эффективности антимонопольного комплаенса.
Руководитель федерального органа исполнительной власти:
Осуществляет общий контроль за организацией и функционированием в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса:
- вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы федерального органа исполнительной власти, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими федерального органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе;
- рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
- осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
Уполномоченное подразделение (должностное лицо) и коллегиальный орган определяются на основании следующих принципов:
а) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководству федерального органа исполнительной власти;
б) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).
Функциями уполномоченного подразделения (должностного лица) являются:
а) подготовка и представление руководителю федерального органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов федерального органа исполнительной власти, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, разработка предложений по их исключению;
г) консультирование служащих федерального органа исполнительной власти по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
е) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
ж) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
и) информирование руководителя федерального органа исполнительной власти о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
к) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий федерального органа исполнительной власти в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при федеральном органе исполнительной власти.
Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства проводиться регулярно, не реже 1 раза в год и включает в себя следующие процедуры:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности федерального органа исполнительной власти за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;
в) анализ проектов нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;
г) мониторинг и анализ практики применения федеральным органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
Коллегиальный орган антимонопольного органа по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства вправе давать разъяснения о типовых нарушениях антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти.
Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства («Дорожная карта» снижения рисков) разрабатывается (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) и включает в себя:
- наименование мероприятий;
- описание действий, направленных на исполнение мероприятий;
- должностное лицо (структурное подразделение) органа власти ответственное за исполнение мероприятия;
- срок исполнения мероприятия;
- показатели выполнения мероприятий.
Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
- информацию о проведении выявления и оценки рисков;
- информацию об утверждении и исполнении планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков;
- информацию о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
- информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации комплаенса.
Доклад об антимонопольном комплаенсе утверждается коллегиальным органом. Информация о внедрении антимонопольного комплаенса подлежит включению в ежегодный Доклад о состоянии конкуренции, представляемый ФАС России в Правительство РФ.
Оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса
Ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса устанавливаются как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для федерального органа исполнительной власти в целом.
Оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса проводится уполномоченным подразделением (должностным лицом) не реже одного раза в год.
Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 5 февраля 2019 года №133/19 утверждена Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.
Внедрение антимонопольного комплаенса в Рязанской области
Распоряжением от 21.01.2019 №13-рг Губернатор Рязанской области обязал руководителей центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области принять необходимые меры по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства их деятельности, включая:
- принятие и размещение на официальном сайте в сети «Интернет» до 15 февраля 2019 года правового акта, регламентирующего вопросы антимонопольного комплаенса;
- не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (начиная с 2020 года) направление ежегодных докладов об антимонопольном комплаенсе в Рязанское УФАС России.