Правоприменительная практика законодательства о рекламе Рязанского УФАС России
19 февраля 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Рязанское УФАС России

19.02.2020

Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики антимонопольного органа

 

Доклад на тему:

«Практика применения Федерального закона «О рекламе». Основные нарушения в 2019 году»

 

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы осуществляют в числе прочего контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе.

К полномочиям антимонопольного органа в данной сфере отнесены:

1) предупреждение, выявление и пресечение нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;

2) возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с положениями Федерального закона «О рекламе» дело может быть возбуждено по собственной инициативе ведомства, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

В настоящее время Управлением подведены итоги работы за 2019 год.

В 2019 году поступило 61 обращение по фактам распространения рекламы.

Результаты рассмотрения обращений показывают следующее.

Из 61 поступивших обращений поводом для возбуждения дел послужило 17 заявлений, в отношении 44 жалоб вынесены решения об отказе в возбуждении дела.

Также, управлением по собственной инициативе возбуждено 2 дела о нарушении рекламного законодательства.

Большое количество отказов по заявлениям в 2019 году приходится на обращения о распространении рекламы по сетям электросвязи (смс-сообщения или звонки).

Хотим обратить внимание на приложение к своему заявлению согласие на получение антимонопольным органом информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на телефонный номер, без которого антимонопольный орган не сможет без направления запросов установить рекламораспространителя.

В соответствии с разъяснениями ФАС России от ноября 2019 года, в согласии необходимо указать дату распространения рекламы на абонентский номер.

 

Постатейная разбивка выявленных нарушений законодательства РФ о рекламе представлена в таблице:

п/п

Статья ФЗ «О рекламе»

Количество установленных фактов нарушения

1

ст.5 «Общие требования к рекламе»

4

2

ст.14 «Реклама в телепрограммах и телепередачах

1

4

ст.15 «Реклама в радиопрограммах и радиопередачах»

2

5

ст.18 «Реклама по сетям электросвязи»

6

 

Всего дел

13

 

Приведенные данные показывают, что основная доля нарушений связана с распространением рекламы по сетям электросвязи (6 дел).

В рамках осуществления контроля за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе, что также является одной из тем специализации Рязанского УФАС России (распространении рекламы медицинских услуг), полагаем сообщить о следующем деле.

 

1. Примеры дел по части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Дело в отношении ООО «М-Клиник».

Напомним, что основанием для возбуждения дела стало обращение гражданина города Рязани, который сообщил о том, что на его личный номер телефона поступил звонок от сотрудника ООО «М-Клиник», рекламирующего услуги полного комплексного обследования организма. В частности, гражданину предлагалось проверить наличие заболеваний позвоночника, суставов, сердечно-сосудистой системы, рисков инфарктов и инсультов, проблемы центральной нервной системы и так далее.

Между тем заявитель своего согласия на получение рекламы не давал и в ходе телефонного разговора выражал недовольство с его содержанием.

Решением от 06.09.2018 комиссия управления признала ООО «М-Клиник», нарушившим часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем ему выдано предписание о прекращении действий, нарушающих рекламное законодательство.

Не согласившись с данными решением и предписанием, ООО «М-Клиник» обратилось с заявлением о признании их недействительными в Арбитражный суд Рязанской области, а впоследствии – в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

13 мая 2019 Двадцатый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда Рязанской области, в соответствии с которым решение и предписание Рязанского УФАС России по делу о нарушении рекламного законодательства ООО «М-Клиник» признаны законными и обоснованными.

По результатам рассмотрения дела о нарушении рекламного законодательства ООО «М-Клиник» привлечено к административной ответственности виде наложения штрафа в сумме 100 000 рублей.

Вынесенное постановление о наложении штрафа также обществом оспаривалось в Арбитражном суде Рязанской области, которое осталось в силе.

Управлением установлено, что ООО «М-Клиник» неоднократно нарушило действующее законодательство.

 

Дело в отношении ООО «Люксмед».

Так, 31 октября 2019 года Рязанским УФАС России рассмотрено очередное дело о нарушении рекламного законодательства при распространении рекламы медицинских услуг на телефонный номер жителя города без его предварительного согласия.

Основанием для возбуждения дела стало обращение гражданина, который сообщил о том, что на его личный номер телефона поступил звонок, в котором рекламировались услуги комплексного обследования организма. В частности, гражданину предлагалось проверить наличие заболеваний опорно-двигательного аппарата у невролога, сделать УЗИ вен и сосудов ног у флеболога, или пройти осмотр врача косметолога и так далее.

Между тем заявитель своего согласия на получение рекламы не давал.

Согласно нормам рекламного законодательства недопустимо распространение рекламы по сетям телефонной связи без согласия абонента. Если не доказано обратное, то реклама признается ненадлежащей.

Установлено, что телефонный номер, с которого осуществлялся звонок рекламного характера, принадлежит ООО «Люксмед».

В ходе рассмотрения дела Общество не признало факт совершения нарушения рекламного законодательства. Рекламораспространитель настаивает, что телефонный звонок не являлся рекламой.

Рязанское УФАС России признало общество нарушившим Закон о рекламе и предписало устранить выявленное нарушение.

Данное предписание общество исполнило.

В настоящее время составлен протокол об административном правонарушении по статье 14.3 КоАП РФ. Предусмотренные данной статьей санкции влекут наложение штрафа на юридических лиц от 100 до 500 тыс. рублей.

 

2. Дело в отношении ООО «Медиа Проект» ч.2 ст.15 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона «О рекламе» в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Данное дело было возбуждено на основании материалов, представленных по результатом проверки Управлением Роскомнадзора по РО в отношении указанного общества.

Было установлено, что объем вещания рекламы в радиопрограмме «Радио Медиа Проект» в течение суток составляет 72%.

Рекламораспространителем рекламы в эфире телеканала «Радио Медиа Проект» является ООО «Медиа Проект».

Факт превышения объема рекламы, распространенной ООО «Медиа Проект» в в эфире радиоканала «Радио Медиа Проект», подтвержден совокупностью исследованных в заседании комиссии доказательств, и обществом не опровергнут.

Таким образом, нарушив статью 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ООО «Медиа Проект» совершило административное правонарушение, за которое частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В настоящее время в отношении общества и должностного лица составлены протоколы об административном правонарушении по ч.2 ст.14.3 КоАП РФ.

 

3. В адрес управления поступают материалы об административном правонарушении от прокуратур города Рязани об установлении нарушений ч.13 ст.28 Закона о рекламе.

по факту размещения в офисах, расположенных по адресу:

- ул. Гагарина, д.69, г. Рязань;

- ул. Есенина, д.37/2, г. Рязань;

- ул. Ленина, д.2/68, г. Рязань

-- Первомайский пр., д.45, г. Рязань;

- ул. Гагарина, д.69, г. Рязань;

- Первомайский пр., д.42/2, г. Рязань;

- Первомайский пр., д.34, г. Рязань реклама следующего содержания:

- «Займы под залог техники. Скупка техники. Ежедневный процент 1% в день», «Займы под залог золота. Скупка золота, ежедневный процент 0.4% в день. Деньги за семь минут»;

- «Ломбард Сервис», «Ломбард. Скупка. Техника, инструмент и золото», «Залог. Скупка», «Займы под залог техники. Скупка техники. Ежедневный процент 1% в день», «Займы под залог золота. Скупка золота. Ежедневный процент 0,4% в день. Деньги за семь минут»;

- «Глобал Сервис» «Ломбард. Скупка. Магазин. Прокат. Сервис. Ремонт. Залог».

- «Магазин Сервисный центр Macprofi62, Рассрочка, Ремонт, Продажа, Скупка, Ломбард, Аккумуляторы, Аксессуары»,

противоречащей части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

 

В соответствии с частью 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 "О потребительском кредите (займе)" не допускается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации реклама является ненадлежащей.

Общие требования к рекламе установлены статьей 5 Закона о рекламе, согласно части 1 которой реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Статьей 4 ФЗ "О потребительском кредите (займе)" профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такие случаи установлены Федеральными законами "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О кредитной кооперации", "О сельскохозяйственной кооперации", "О ломбардах".

Из анализа вышеуказанных норм следует, что размещать рекламу услуг по предоставлению потребительских займов имеют право только кредитные организации, а также следующие некредитные финансовые организации: микрофинансовые организации, микрокредитные компании, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды.

Таким образом, индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять деятельность по выдаче займов.

Таким образом, нарушив часть 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ИП. совершил административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, его виновность подтверждена совокупностью имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

За перовое нарушение ИП привлечен к административной ответственности в виде предупреждения а за остальные – наложен административный штраф в размер – 4000 рублей.

 

Итоги работы Рязанского УФАС России в сфере применения КоАП РФ за 2019.

Возбуждение дел по фактам нарушения рекламного законодательства осуществляется по статье 14.3 Кодекса. Составление протоколов и рассмотрение таких дел отнесено к полномочиям антимонопольного органа.

В 2019 году Управлением рассмотрено 25 дела об административных правонарушениях, по всем из них вынесены постановления о признании факта правонарушения.

Из указанных 25 административных дел по 13 делам назначены штрафы; по 12 делам вынесены постановления о назначении наказания в виде предупреждения.

Предупреждения выносятся в том случае, если в ходе рассмотрения административного дела управлением установлено, что общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Федеральным законом от 03.07.2016 №316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1 КоАП РФ дополнена статьёй 4.1.1устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

 

 

Наверх