Правоприменительная практика законодательства о рекламе Рязанского УФАС России и изменения, внесенные в ФЗ "О рекламе"
18 ноября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Практика применения рекламного законодательства

 

Об изменениях в Федеральном законе № 38-ФЗ «О рекламе»

 

1. Федеральным законом от 13.07.2020 № 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 202-ФЗ) внесено изменение в часть 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», согласно которому реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна в каждом случае содержать адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет», на котором осуществляется размещение проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.

Указанное изменение вступило в силу с 13 июля 2020 года.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» проектная декларация, информация о соответствии физического лица, определенного в части 4 статьи 3.2 данного Федерального закона, требованиям указанной статьи до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости направляются застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 данного Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации на сайте единой информационной системы жилищного строительства, указанной в статье 23.3 данного Федерального закона, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 № 1133 в качестве адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлен адрес сайта https://наш.дом.рф/.

Таким образом, с даты вступления в силу Федерального закона № 202-ФЗ от 13.07.2020 при распространении рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в каждом случае должен быть указан адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://наш.дом.рф/, на котором размещена проектная декларация, предусмотренная федеральным законом.

2. Федеральным законом от 31.07.2020 296-ФЗ «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О рекламе» (далее - Федеральный закон № 296- ФЗ), вступившим в силу 11.08.2020, статья 21 Федерального закона «О рекламе» дополняется частью 9, распространяющей специальные требования к рекламе вина и игристого вина (шампанского), Произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, на рекламу вина и игристого вина (шампанского), произведенных в государствах - членах ЕАЭС из выращенного на территориях соответствующих государств - членов ЕАЭС винограда.

Данной нормой устанавливается, что положения статьи 21 Федерального закона «О рекламе», содержащие специальные требования к рекламе вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, распространяются на рекламу вина и игристого вина (шампанского), произведенных в государствах - членах ЕАЭС из выращенного на территориях соответствующих государств - членов ЕАЭС винограда, при условии подтверждения места произрастания такого винограда в порядке, установленном правом ЕАЭС.

Указанное изменение направлено на приведение положений Федерального закона «О рекламе» в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, согласно которому каждое государство - член Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в отношении всех мер затрагивающих торговлю услугами, предоставляет услугам, поставщикам и получателям услуг другого государства - члена ЕАЭС режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при таких же обстоятельствах своим собственным услугам, поставщикам и получателям услуг (пункт 21 приложения № 16 к Договору о ЕАЭС).

Тем самым при условии подтверждения в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза, места произрастания винограда как территории государства - члена ЕАЭС, реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в государствах - членах ЕАЭС из выращенного на территориях соответствующих государств - членов ЕАЭС винограда допускается:

  • в периодических печатных изданиях за исключением печатных изданий, предназначенных для несовершеннолетних, а также первой и последней полос газет, первой и последней страницы и обложек журналов;
  • на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания;
  • в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.

 

Пример дела о нарушении части 7 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Рязанского УФАС России выявлен факт размещения на рекламной конструкции (растяжка), расположенной вдоль проезжей части по Окскому проезду, строение 7В, рекламы следующего содержания: «Жилой комплекс «Есенин» 777-696 ЖК «ЕсенинЪ»-рядом все, что нужно! Застройщик ООО «Центрстрой» Разрешение на строительство дом 1 № 62-26-195-2018. Разрешение на строительство дом 2 № 62-29-196-2018. Строительный адрес: г. Рязань, Окский проезд».

Управлением установлено, застройщиком строящегося многоквартирного жилого дома 2 по Окскому проезду г. Рязань является ООО «Центрстрой».

  • было возбуждено дело о нарушении части 7 статьи 28 Закона о рекламе в отношении данного общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Размещенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена наружным способом, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к покупке квартир в строящемся доме.

Кроме того, в рекламе привлекается внимание к покупке квартир на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ указанный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

При этом в силу части 7 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором осуществляется размещение проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 г. N 1133 в качестве адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" установлен адрес сайта https://наш.дом.рф/.

В рекламе, распространенной на растяжке строящегося дома по адресу: Окский проезд, информация, предусмотренная частью 7 статьи 28 ФЗ «О рекламе», отсутствовала.

По определению (пункт 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе») ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.28 Закона о рекламе, несет рекламодатель и рекламораспространитель.

При рассмотрении дела общество признало факт нарушения рекламного законодательства и представило в материалы дела фотографии, свидетельствующие о демонтаже рекламной конструкции с указанной рекламой.

 

Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о рекламе за истекший период 2020 года

 

Нарушение общих требований к рекламе, говорящих о том, что реклама должна быть достоверной (статьи 5 Закона) также является одним из часто встречающихся.

1) Примером дел о нарушении указанной статьи является дело в отношении ООО «Кристалл».

В адрес управления поступило заявление гражданина города Рязани о нарушении рекламного законодательства при распространении недостоверной рекламы на страницах СМИ в сети Интернет c заголовком: «Скоро в Дашко-Песочне появится дом, который изменит все».

Далее содержал текст с рекламой следующего содержания: «…самые выгодные цены на квартиры»; «Это уникальный дом с лучшим расположением в Дашково-Песочне. 0 метров до нового детского сада. 280 метров до школы на 1100 мест. 400 метров до поликлиники».

По мнению заявителя, данная реклама является недостоверной, вводит в заблуждение потенциальных покупателей, в связи с чем просил антимонопольный орган пресечь нарушение требований ФЗ "О рекламе".

При рассмотрении заявления Рязанским УФАС России осуществлен осмотр указанных интернет-страниц и зафиксировано протоколом осмотра.

Управлением установлено, что (Заказчиком) рекламы является ООО «Кристалл».

На основании изложенного возбуждено дело о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении ООО «Кристалл».

При рассмотрении дела по существу представитель ООО «Кристалл» пояснила следующее. При разработке текста указанной рекламы в части «самые выгодные цены» обществом «Кристалл» учитывались цены, установленные на объекты недвижимости под брендом «Капитал – Строитель жилья», в части «дом с лучшим расположением в Дашково-Песочне» руководствовалось данными проведенного опроса жителей указанного района. Но данные критерии не были указаны в распространяемой рекламе. При указании расстояний до школы и поликлиники учитывалось расстояние от границы земельного участка, на котором осуществляется строительство до забора школы № 75 и до входа в поликлинику; 0 метров до нового сада, который еще не построился.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Кристалл» сообщила, что в настоящее время рекламные материалы не распространяются.

Комиссия управления, рассмотрев и материалы дела, пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая информация является рекламой, так как соответствует критериям рекламы, указанным в статье 3 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности

сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

Распространяемая реклама с содержанием: «Самые выгодные цены», «дом с лучшим расположением» должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Указанный в рекламе новый детский сад не построен. Следовательно, реклама с содержанием «0 метров до нового сада» не соответствует действительности и противоречит требованиям п.2 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Так как, в вышеуказанной рекламе присутствует информация сравнительной характеристики без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, это нарушает требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

По результатам рассмотрения дела общество «Кристалл» признано нарушившим требования статьи 5 Закона о рекламе.

 

2) Аналогичное дело было рассмотрено при распространении рекламы на сайте http://потолки-альянс.рф следующего содержания: «Самые лучшие цены в Рязани»; «Пожизненная гарантия»; «Натяжные потолки №1 в Рязани» с признаками нарушения рекламного законодательства.

Указанная реклама также не содержала указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение.

Управлением установлено, что рекламораспространителем является физическое лицо.

При рассмотрении дела по существу пояснил, что требования рекламного законодательства не знал.

Управление, рассмотрев материалы дела, решило признать физическое лицо нарушившим статью 5 Закона о рекламе.

 

3) При распространении недостоверной рекламы в сети Интернет с заголовком: «Bindli Будущее в реальности Сервисный центр Apple №1».

При рассмотрении заявления Рязанским УФАС России осуществлен осмотр интернет-страницы указанной в заявлении и установлено, что реклама под заголовком «Bindi Будущее в реальности Сервисный центр Apple №1» является всплывающим баннером с активной ссылкой перехода на сайт www.Bindli.ru.

Использование в спорной рекламе выражения «Сервисный центр №1» направлено на распространение позитивной информации в отношении рекламируемой сети сервисных центров «Bindli» путем некорректного сравнения с другими сервисными центрами, выраженном в акцентировании на неподтвержденные в тексте рекламы преимущества рекламируемого товара.

Обозначение "N 1" очевидно указывает, что сеть сервисных центров «Bindli» является лучшей сетью сервисных центров на рынке, при этом какие-либо критерии такого превосходства в рекламе отсутствуют, как и не указаны конкретные критерии.

Управление, рассмотрев материалы дела, решило признать физическое лицо нарушившим статью 5 Закона о рекламе.

 

Наверх