«Доли, занимаемые торговыми сетями в 2018 году»
24 апреля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад на тему:

«Доли, занимаемые торговыми сетями в 2018 году»

В настоящее время на рынке продажи продовольственных товаров наметилась устойчивая тенденция расширения влияния торговых сетей. Воздействие торговых сетей выражается в том, что они могут оказывать существенное влияние на состояние конкуренции на рынке, причем оно может быть неблагоприятным как для поставщиков товаров в такие сети, так и для представителей малого и среднего предпринимательства, осуществляющих торговую деятельность в тех же административных образованиях, где присутствуют торговые сети. Как правило, появление торговой сети в малонаселенном пункте сразу влияет на местные небольшие магазины, вынуждая их сначала снижать цены на свою продукцию, а впоследствии закрываться.

Однако в ст. 14 Закона о государственном регулировании торговой деятельности предусмотрена норма, в соответствии с которой хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 указанной статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговле).

Что касается предельной доли торговой сети, то в научной среде данный вопрос по-прежнему остается дискуссионным.

Существует позиция, согласно которой необходимо понизить порог доминирования торговой сети с 25 до 15%.

Существует точка зрения о необходимости ввести понятие коллективного доминирования торговых сетей, например, когда 3 торговые сети в совокупности занимают долю в 50% и более на рынке продажи продовольственных товаров или 5 торговых сетей занимают долю в 70% и более на товарном рынке.

Вместе тем ФАС России не поддерживает понижение (с 25% до 15%) максимальной доли торговой сети в соответствующих границах административно-территориальных образований, при превышении которой торговая сеть не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

По мнению ФАС России, внесение в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в настоящее время предлагаемых изменений преждевременно и нецелесообразно. Предлагаемые изменения с учетом отсутствия оценки последствий принятия данных изменений, содержат риски для обеспечения условий развития конкурентной среды в сфере розничной торговли.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2010 N 305 утверждена методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта РФ и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год.

Ежегодно Рязанское УФАС России с целью осуществления контроля за соблюдением требований части 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» проводит анализ долей торговых сетей в границах муниципальных образований Рязанской области за предыдущий календарный год.

Предварительный расчет долей торговый сетей проведен и за 2018 год.

По результатам анализа установлено, что одна крупная торговая сеть имеет долю свыше 25% в следующих муниципальных районах Рязанской области: Ермишинский, Кадомский, Милославский, Пителинский, Рыбновский, Сапожковский, Сараевский, Старожиловский, Путятинский и Шацкий муниципальные районы.

Другие крупные торговые сети имеют превышение 25% порога в следующих муниципальных образованиях – Пителинский муниципальный район, Кадомский муниципальный район и город Сасово.

В настоящий момент Управлением выясняется вопрос о том, связано ли такое превышение доли с приобретением дополнительных торговых площадей, и если предположение подтвердится, то Рязанским УФАС России будут применены соответствующие меры антимонопольного реагирования.

Наверх