ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
28 ноября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Докладчик:

начальник отдела антимонопольного контроля

органов власти Рязанского УФАС России

Копылова М.А.

 

 

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

 

Из наиболее интересных жалоб, рассмотренных Рязанским УФАС России в отношении органов власти и органов местного самоуправления в 4 квартале 2018 года в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, можно выделить следующие.

  1. Жалоба ООО «АВТОДОРМЕХ» на действия министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области при проведении конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рязанской области.

30 марта 2018 года министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области объявлен соответствующий конкурсный отбор.

По условиям конкурса региональный оператор отбирался на 10-ти летний период с 2018 по 2029 год. В его обязанности входили сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории Рязанской области.

Максимально допустимая величина стоимости услуги регионального оператора за весь указанный период времени составляла согласно условиям конкурсной документации около 11,5 миллиардов рублей.

Среди большого количества доводов, отраженных в жалобе (более 15) свое подтверждение нашел довод об отсутствии публикации изменений, внесенных в конкурсную документацию.

В процессе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Пунктом 1.3 раздела 1 Документации определено уполномоченное лицо организатора конкурсного отбора на прием и выдачу документов, предусмотренных документацией о конкурсном отборе – заместитель начальника отдела коммунального комплекса, жилищного фонда и благоустройства управления жилищно-коммунального хозяйства министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области.

В дальнейшем приказом министра ТЭК и ЖКХ Рязанской области от 24.05.2018 № 54 в данный пункт Документации внесены изменения, в частности, уполномоченное лицо организатора конкурсного отбора на прием и выдачу документов, предусмотренных документацией о конкурсном отборе, изменено на консультанта отдела материально-технического обеспечения и аварийного резерва управления жилищно-коммунального хозяйства министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области.

Данные изменения в установленный законодательством срок, а именно 25.05.2018, опубликованы на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

В соответствии с приказом министра ТЭК и ЖКХ Рязанской области от 03.08.2018 № 105-к служебный контракт от 13.06.2017 № 2/17 с указанным должностным лицом расторгнут, данное лицо освобождено от замещаемой должности.

В соответствии с приказом министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области от 06.08.2018 № 102 уполномоченными лицами организатора конкурсного отбора за прием и выдачу документов, предусмотренных документацией о конкурсном отборе, назначены:

- первый заместитель министра топливно – энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Рязанской области;

- заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства министерства топливно – энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Рязанской области;

- начальник отдела коммунального комплекса, жилищного фонда и благоустройства министерства топливно – энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Рязанской области.

В соответствии с пунктом 2 данный приказ вступает в силу с момента его подписания, т.е. с 06.08.2018.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).

Пунктом 17 Правил установлено, что организатор конкурсного отбора вправе принять решение о внесении изменений в документацию об отборе не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок.

В течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения такие изменения размещаются организатором конкурсного отбора в порядке, установленном для размещения документации об отборе. При этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы срок со дня размещения внесенных в документацию об отборе изменений на официальном сайте торгов до дня окончания срока подачи заявок составил не менее чем 20 дней.

Однако в нарушение требований, установленных законодательством, изменения, внесенные организатором конкурсного отбора приказом от 06.08.2018 № 102, относительно лиц, уполномоченных на прием и выдачу документов, предусмотренных документацией о конкурсном отборе, не были размещены на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

По результатам рассмотрения жалоба ООО «Автодормех» признана частично обоснованной.

Организатор конкурсного отбора – министерство топливно – энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Рязанской области признано нарушившим пункты 7, 17 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881. Выдано предписание об аннулировании торгов.

Указанное предписание исполнено в установленный антимонопольным органом срок.

Кроме того, ответственное должностное лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.4 КоАП РФ путем наложения штрафа в размере 40 000 рублей.

Административный штраф оплачен своевременно.

2. Жалоба физического лица на действия организатора торгов – администрации муниципального образования – Вышгородское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области при проведении открытого аукциона на заключение договора аренды земельного участка.

Заявитель посчитал, что организатор торгов неправомерно отклонил его заявку, не допустив до участия в аукционе.

Предметом аукциона являлось право на заключение договора аренды земельного участка в селе Кораблино общей площадью 484 кв.м. под сельскохозяйственное использование сроком на 49 лет.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что причинами отклонения заявки физического лица на участие в аукционе стало:

  1. в платежных реквизитах на возврат задатка данным физическим лицом указан неверный 21-значный лицевой счет, в то время как данный счет должен содержать 20 знаков.
  2. заявка на участие в аукционе поступила в адрес организатора торгов 28.08.2018, а датирована 03.09.2018.
  3. в составе заявки отсутствовал документ, подтверждающий уплату задатка.

Комиссия Рязанского УФАС России, изучив содержание жалобы, пришла к выводам, что техническая ошибка, допущенная физическим лицом в номере лицевого счета, не может служить достаточным основанием для отклонения данной заявки.

Аналогичная ситуация с датой, указанной в заявке – неверно датированная заявка не должна быть отклонена организатором торгов в случае, если она подана в срок, отведенный для подачи заявок на участие в аукционе. В рассматриваемом случае срок окончания заявок приходился на 11.09.2018. Фактически заявка поступила к организатору торгов 28.08.2018, т.е. в пределах установленного срока.

Что же касается отсутствия в составе заявки документа, подтверждающего уплату задатка, то антимонопольным органом установлено, что платежное поручение о внесении задатка было направлено физическим лицом после подачи заявки, но в пределах срока, установленного для подачи заявок на участие в аукционе.

Ни законом, ни организатором торгов не установлено требование о подаче всего комплекта документов единовременно, в связи с чем отклонение заявки по данному основанию является необоснованным.

Учитывая все вышеуказанные обстоятельства, жалоба физического лица признана обоснованной.

Администрация муниципального образования – Вышгородское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области признана нарушившей положения статьи 39.12 ЗК РФ. Выдано предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукционов.

Предписание исполнено в срок, установленный антимонопольным органом.

 

3. Жалоба ООО «Первая лифтовая компания» на действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области при проведении аукциона на оказание услуг по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на замену лифтового оборудования и выполнение работ по замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации в многоквартирных домах на территории Рязанской области.

В соответствии с условиями аукциона победитель должен выполнить работы по разработке проектной документации и замене лифтового оборудования в 32 многоквартирных домах города Рязани, расположенных в разных районах города, и 4 домах города Сасово.

Цена контракта составила более 200 миллионов рублей.

По мнению заявителя, заказчик необоснованно признал участника ПАО «Карачаровский механический завод» победителем аукциона по причине нахождения последнего в реестре недобросовестных поставщиков.

В ходе рассмотрения жалобы данные обстоятельства не нашли своего подтверждения.

Установлено, что ПАО «Карачаровский механический завод» на момент рассмотрения его заявки, а также на момент заключения с ним договора фактически не находился ни в одном из реестров: ни в реестре недобросовестных участников, ни в реестре недобросовестных подрядных организаций, в связи с чем жалоба признана необоснованной.

 

 

 

  1. Жалоба ООО «Рязанский Транспортный Союз» на действия организатора открытого конкурса - министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок «Рязань – Чернава».

Заявитель посчитал, что организатором нарушен установленный порядок оценки и сопоставления заявок участников конкурса, что в конечном итоге повлияло на итоговое количество баллов, присвоенных участнику ООО «Рязанский Транспортный Союз», и на результат конкурса в целом.

Комиссией установлено, что согласно журналу регистрации выдачи свидетельств Министерства свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту № 555 «Рязань АВЦ-Чернава», а также карта маршрута регулярных перевозок выданы победителю открытого конкурса ИП 14.09.2018.

В соответствии с копиями представленных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия 62 № 000069 и карты маршрута регулярных перевозок серия 62 № 000405 к осуществлению перевозок по межмуниципальному маршруту № 555 «Рязань АВЦ-Чернава» данный индивидуальный предприниматель приступил с 17.09.2018.

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлены сроки на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган:

1. в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися (часть 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что дата выдачи победителю свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, а именно, 14.09.2018, фактически является датой заключения соответствующего договора на осуществление перевозок.

2. не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Учитывая то, что подведение и публикация итогов открытого конкурса состоялись 12.09.2018, последним днем на обжалование в соответствии с требованиями части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции является 22.09.2018.

Фактическая дата обращения ООО «Рязанский Транспортный Союз» в антимонопольный орган с жалобой 10.10.2018, что выходит за пределы сроков, установленных законодателем для обжалования действий (бездействия) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного рассмотрение жалобы ООО «Рязанский Транспортный Союз» было прекращено.

  1. Рассмотрены аналогичные жалобы сельскохозяйственной организации АО «Павловское» и фермерского хозяйства «Крона» на действия организатора торгов - администрация муниципального образования – Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области при проведении открытых аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков.

Заявители указали на наличие у них преимущественного права приобретения земельных участков, являющихся предметом аукционов и находящихся в муниципальной собственности, на льготных условиях в связи с тем, что, являясь сельскохозяйственной организацией и фермерским хозяйством, на протяжении многих лет они используют и обрабатывают данные земельные участки.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Рязанского УФАС России установлено, что оба заявителя действительно на протяжении многих лет занимались обработкой земельных участков, выставленных на торги.

Кроме того, заявители по письменной просьбе администрации Вышетравинского сельского поселения понесли значительные расходы по проведению кадастровых работ и дальнейшему оформлению в муниципальную собственность спорных земельных участков.

Администрация Вышетравинского сельского поселения в свою очередь гарантировала обеим организациям в случае финансирования ими кадастровых работ после завершения процедуры регистрации права собственности на земельные участки предоставить их в аренду сроком на 10 лет с правом последующего выкупа по цене 10% от кадастровой стоимости земельного участка.

Однако в дальнейшем земельные участки не были переданы ни Ф/Х «Крона», ни АО «Павловское» в связи с упразднением 14.12.2017 администрации муниципального образования – Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области и образованием администрации муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области.

Вновь образованная администрация новая администрация Окского сельского поселения проигнорировала обязательства, взятые на себя ее правопредшественником, и объявила о проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: Рязанская область, Рязанский район, в районе с. Дашки – 2.

При всех указанных обстоятельствах антимонопольный орган пришел к выводу, что аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков проведены с нарушением требований закона.

Жалобы АО «Павловское» и Ф/Х «Крона» на действия администрации муниципального образования – Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области при проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков признаны обоснованными.

Организатор торгов признан нарушившим подпункт 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного Кодекса Российской Федерации в совокупности с нормой пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Выданы предписания об аннулировании торгов.

Данные предписания исполнены в срок, установленный антимонопольным органом.

  1. Жалоба физического лица на действия организатора торгов - администрации муниципального образования – Сапожковский муниципальный район Рязанской области при проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка.

Заявитель указал на то, что земельный участок, выставленный на торги, не может быть предметом аукциона, поскольку на нем расположено сооружение, а именно – сарай бревенчатый, принадлежащий ему на праве собственности.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В подтверждение своих доводов заявитель предоставил копию свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом с надворными постройками и сооружениями, среди которых указан сарай, выданного в 2002 году.

Однако, по мнению администрации, данный сарай не является объектом недвижимого имущества, в связи с чем препятствия для продажи земельного участка, на котором он расположен, отсутствуют.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что сарай представляет собой прочную конструкцию, закрепленную на поверхности вкопанными в землю деревянными столбами, послужившими опорой для всего строения.

По причине неразрывной связи объекта с землей его перемещение без нанесения существенного ущерба самому сооружению и его назначению невозможно.

Кроме того, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 2002 года данный бревенчатый сарай зарегистрирован как недвижимое имущество, о чем в Едином государственном реестре прав сделана соответствующая запись.

Все вышеуказанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что сарай, принадлежащий заявителю на праве собственности, является объектом недвижимого имущества, а, следовательно, в данном случае подлежат применению нормы пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на нем расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.

Вместе с тем данный запрет нарушен администрацией муниципального образования – Сапожковский муниципальный район Рязанской области.

По результатам рассмотрения жалоба физического лица признана обоснованной, организатору торгов выдано предписание об аннулировании аукциона.

В настоящее время предписание находится в стадии исполнения.

Наверх