Проблемные аспекты «реформы» в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Оценка деятельности регионального оператора.
04 июня 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ

18 июня 2020 года

 

 

Проблемные аспекты «реформы» в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Оценка деятельности регионального оператора.

 

 

КОШЕЛЕВА И. А.,

заместитель руководителя

 

 

В конце 2019 года в Рязанской области завершилась реформа в сфере обращения твердых коммунальных отходов: выбран единый региональный оператор (ООО «Эко-Пронск»), определена зона его деятельности – Рязанская область. 13.02.2019 между ООО «Эко-Пронск» и Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рязанской области. 21.09.2019 ГУ «РЭК» Рязанской области утверждены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (постановление №97

В итоге, в результате данной реформы на товарном рынке по обращению ТКО появилась организация, обладающая огромной рыночной властью и способная оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке. С позиции правоположений антимонопольного законодательства положение таких хозяйствующих субъектов на товарном рынке признается доминирующим.

Федеральным законом «О защите конкуренции» предусмотрен ряд ограничений, которые доминирующая на товарном рынке организация обязана учитывать при осуществлении своей деятельности.

Так, частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, запрещается совершать действия, которые приводят (либо могут привести) к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на товарном рынке, ущемлять интересы контрагентов либо интересы неопределенного круга лиц. Запрещается навязывать контрагентам невыгодные условия договоров либо отказываться от их заключения, создавать дискриминационные условия осуществления предпринимательской деятельности, нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования и т.д.

На ООО «Эко-Пронск», как на организацию, занимающую доминирующее положение на товарном рынке, указанные запреты распространяются в полном объеме.

В истекшем периоде 2020 года Рязанское УФАС России поступило значительное количество жалоб от граждан и организаций на действия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В превалирующем большинстве организации жалуются на навязывание ООО «Эко-Пронск» невыгодных условий договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, касающихся способа определения объема оказанных услуг. И в этой связи необходимо обратить внимание на следующее.

В настоящее время деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируется Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила обращения с ТКО), Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505 (далее – Правила коммерческого учета).

В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Порядок заключения договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен в Правилах обращения с ТКО.

В частности, в соответствии с пунктом 8 (17) Правил обращения с ТКО региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) Правил обращения с ТКО. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктом 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, предусмотренные пунктами 8(8) – 8 (16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) Правил обращения с ТКО в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Применительно к Рязанской области ООО «Эко-Пронск» 02.10.2019 разместило в областной общественно-политической газете «Рязанские ведомости» №74 (5779) и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

В отношении потребителей, которые не обратились к ООО «Эко-Пронск» с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, названный договор считается заключенным 24.10.2019.

Между тем в настоящее время в Рязанской области имеются организации, не заключившие письменного договора с ООО «Эко-Пронск», однако счета на оплату услуг по вывозу ТКО поступают и оплачиваются.

Однако в ситуации отсутствия достигнутой сторонами договоренности о существенных условиях договора на обращение с ТКО встает вопрос о способе определения объема оказанных услуг и, как следствие, о размере ежемесячного платежа.

В частности, действующее законодательство предусматривает два способа учета твердых коммунальных отходов при осуществлении взаиморасчетов между региональным оператором и собственником ТКО, а именно:

- исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Как правило для организации (собственника ТКО) наиболее приемлемым является способ коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров; для регионального оператора приоритетным является способ, основанный на применении нормативов накопления ТКО[1]. Поэтому, по умолчанию, если организация (собственник ТКО) не имеет письменного договора с ООО «Эко-Пронск» и условия о способе учета ТКО не согласованы, региональный оператор начисляет плату по нормативам потребления.

В этой связи, Рязанское УФАС России рекомендует заключить с ООО «Эко-Пронск» письменные договоры, согласовав в них способ учета ТКО.

Однако в Рязанское УФАС России поступают обращения юридических лиц с жалобами на навязывание ООО «Эко-Пронск» невыгодных условий таких договоров.

В частности, в заявлениях указывается, что региональный оператор, игнорируя заявку контрагента, включает в условия договора положения об учете ТКО исходя из нормативов накопления.

К примеру, в одном из заявлений сообщается, что организация, владеющая земельным участком, на котором раз в неделю организуется ярмарка выходного дня, в январе текущего года направило ООО «Эко-Пронск» заявление на заключение договора по обращению с ТКО, указав в нем сведения о количестве образующихся отходов и периодичность их вывоза (1 раз в неделю после ярмарки). Необходимость в получении услуг регионального оператора в иные дни недели у организации отсутствует.

Однако изучив проект договора, полученный от ООО «Эко-Пронск», организация не согласилась с его условиями о способе определения объема оказываемых услуг исходя из общей площади земельного участка. Также обращено внимание, что в проекте договора отсутствовал график вывоза ТКО.

В этой связи, организация направила ООО «Эко-Пронск» возражения на проект договора, которые региональный оператор проигнорировал. До настоящего времени договор на вывоз ТКО не заключен; плата за услуги по вывозу ТКО начисляется, по-прежнему, исходя из общей площади земельного участка.

Организация сообщает, что размер платы за услуги, оказанные в ноябре-декабре 2019 года, составил более 1,3 млн. руб.; начиная с января 2020 года поступают счета на сумму около 70 тыс. руб. При этом ранее платеж за услуги по вывозу ТКО для данной организации составлял порядка 4 тыс. руб. в месяц.

В изложенной ситуации Рязанское УФАС России усмотрело признаки злоупотребления ООО «Эко-Пронск» своим доминирующим положением на товарном рынке и выдало предупреждение о прекращении подобных действий.

В случае невыполнения региональным оператором предупреждения в установленный в нем срок, Рязанским УФАС России будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Другая ситуация, которая в настоящее время анализируется антимонопольным органом, связана с тем, что ООО «Эко-Пронск» выставляет счета за услуги, которые фактически не оказывает.

В своих заявлениях в антимонопольный орган организации указывают, что по объективным причинам по месту нахождения юридического лица предпринимательская деятельность в какой-то период времени не велась. К примеру, в настоящее время в связи с пандемией коронавируса значительное число организаций перешли на дистанционную работу, либо временно прекратили деятельность. Таким образом, твердые коммунальные отходы ими не образуются, однако счета на оплату услуг по их вывозу поступают.

В других ситуациях, организации сообщают, что по факту услуги по вывозу ТКО никто не оказывал в течение месяца, двух или более; но счета на их оплату ООО «Региональным оператором» предъявляются.

В третьем случае, собственники многоквартирного дома, который недавно сдан в эксплуатацию, сообщили о том, что твердые бытовые отходы жителями еще не образуются; в доме идут работы по ремонту квартиры и возникающий строительный мусор вывозится третьим лицом на основании гражданско-правового договора. Однако собственники жилых помещений ежемесячно получают квитанции для оплаты услуг по вывозу ТКО от ООО «Эко-Пронск».

Во всех перечисленных случаях позиция регионального оператора состоит в том, что в соответствии с действующим законодательством любое физическое и юридическое лицо образуют твердые коммунальные отходы. Поэтом ООО «Эко-Пронск» вправе предъявлять к оплате счета за услуги по обращению с ТКО, которые, в случае отсутствия данных о фактическом объеме оказанных услуг, рассчитываются на основании нормативов накопления ТКО.

Таким образом, Рязанскому УФАС России надлежит оценить насколько соответствуют требованиям антимонопольного законодательства такие действия регионального оператора, который понуждает граждан и юридических лиц оплачивать услуги, которые фактически не предоставляются. В случае установления признаков нарушения антимонопольного законодательства в отношении ООО «Эко-Пронск» будут применены меры антимонопольного реагирования.

Необходимо отметить, что жалобы на ООО «Эко-Пронск» поступают в Рязанское УФАС России и от физических лиц. В частности, граждане жалуются на завышенную плату за услуги по вывозу ТКО, на понуждение их оплачивать услуги, в которых они не нуждаются, на то, что оплачивать услуги приходится одновременно в двух местах (при наличии двух жилых помещений).

Однако необходимо отметить, что в контексте применения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган не имеет полномочий по защите интересов отдельных физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Поэтому граждане могут обратиться в Рязанское УФАС России с жалобой на такие действия ООО «Эко-Пронск», которые ущемляют интересы неопределенного круга лиц и распространяются на всех (многих) жителей Рязанской области. Частные споры между конкретным гражданином и региональным оператором подлежат разрешению в органах государственной жилищной инспекции либо в судебном порядке.

 

[1] Применительно к Рязанской области нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Рязанской области установлены постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 27.12.2018 №475.

Наверх