Доклад о реформе государственных и унитарных предпритятий на территории Рязанской области
19 августа 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Реформа государственных и муниципальных унитарных предприятий на территории Рязанской области

 

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым утверждён Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции названо сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.

Необходимость сокращения унитарных предприятий вызвана тем, что они препятствуют развитию конкуренции на товарных рынках, создают условия для «обхода» процедур соперничества при осуществлении закупок, приводят к выводу государственной собственности.

С 08.01.2020 в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» предусмотрен общий запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, и закрытый перечень исключений из этого правила.

Так, унитарное предприятие может быть создано в случаях (пункт 4 статьи 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», часть 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции):

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

 

 

 

Дополнительное исключение: при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной частями 1 и 2 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему решение в срок, не превышающий двух месяцев.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2020 № 1148 «О случаях создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности» предусмотрен перечень случаев создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности, а именно:

1. Производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации государственными унитарными предприятиями, включенными в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

2. Обеспечение транспортной безопасности в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» и Федеральным законом «О ведомственной охране».

3. Перевозка пассажиров городским наземным электрическим транспортом (трамваи, троллейбусы), метрополитеном и монорельсовым транспортом.

Статьёй 35.2 Закона о защите конкуренции предусмотрен один из механизмов антимонопольного контроля в анализируемой сфере, который заключается в рассмотрении запросов о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству. В частности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные организации, уполномоченные на осуществление действий по созданию унитарных предприятий, вправе направить в антимонопольный орган запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству. Форма такого запроса установлена приказом ФАС России от 19.02.2020 N 150/20.

Срок рассмотрение подобного запроса составляет тридцать дней. По результатам рассмотрения запроса антимонопольный орган обязан направить в письменной форме заявителю одно из следующих заключений:

1) о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона;

2) о несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона.

Заключение антимонопольного органа по данному вопросу действует в течение года со дня его выдачи.

Одновременно с этим в силу части 2 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

При этом государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года.

Непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законом, является нарушением пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с этим другая форма антимонопольного контроля процедур создания и деятельности унитарных предприятий заключается в выдаче предупреждений, возбуждении и рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства, выдаче предписаний.

В подпункте «о» пункта 2, подпункте «д» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции названы два вида предписаний, в частности, о прекращении унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением требований закона, и о ликвидации унитарного предприятия, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением требований закона и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 закона.

Кроме того, унитарное предприятие, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением запрета, предусмотренного частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 этого закона, может быть ликвидировано в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия. В этом случае принятие судом к рассмотрению иска антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия до дня вступления в законную силу решения суда совершение любых сделок таким предприятием осуществляется только с согласия его учредителя.

На территории Рязанской области разработан и утверждён план по реформированию государственных и муниципальных предприятий на период до 01.01.2025.

Согласно указанному плану подлежат сохранению в существующей организационно-правовой форме 48 предприятий, осуществляющих естественно-монопольные виды деятельности, 69 предприятий – запланировано ликвидировать.

Наверх