Обзор судебной практики Верховного суда по Закону N 223-ФЗ
30 мая 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

В мае 2018 года Верховный суд РФ опубликовал обзор судебной практики, посвященный применению Закона N 223-ФЗ.

ВС РФ рассмотрел вопросы, касающиеся информационного обеспечения закупок, требований к участникам, ограничения конкуренции, заключения и изменения договора, контроля при осуществлении закупок, и ряд иных вопросов.

Наиболее важные выводы:

1. При описании предмета закупки заказчик может не дублировать требования ГОСТов, ТУ, санитарных норм и правил, достаточно просто сослаться на них. Важно, чтобы эти документы были в общем доступе и содержали конкретные параметры предмета закупки.

2. Можно установить запрет на привлечение субподрядчиков и соисполнителей. Данное условие не ограничивает круг участников закупки, так как оно относится к порядку исполнения договора.

3. Заказчик не вправе предъявлять к участникам невыполнимые требования, например, о представлении выписки из ЕГРЮЛ в течение одного рабочего дня после публикации извещения.

4. Нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению. В положении о закупке должны быть ограничения для применения этого способа.

5. Если есть противоречие между закупочной документацией и положением о закупке, применяется положение.

6. Требования, сокращающие количество участников, правомерны, если установлены с целью гарантировать выполнение победителем своих обязательств.

При проведении аукциона на строительство дороги заказчик установил требования к финансовым показателям участника закупки. По мнению суда, это позволило оценить финансовую устойчивость участника и его способность выполнить объем работ.

В другом случае заказчик потребовал, чтобы поставщик являлся производителем товара или дилером. Такое требование необоснованно ограничивает конкуренцию.

7. Удержание суммы обеспечения заявки – мера ответственности за нарушение обязательств по ведению переговоров.

Удерживаемая сумма должна быть соразмерна последствиям нарушения. Так, могут быть возмещены расходы на ведение переговоров, на приготовление к заключению договора, а также убытки, понесенные в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.

8. Заказчики не вправе изменить договор, если его условия станут отличаться от условий документации, имевших существенное значение для результатов закупки.

Дополнительным соглашением стороны многократно увеличили цену договора. По мнению суда, такое изменение является произвольным, нивелирует условия проведенного аукциона (цена не должна была меняться), не соответствует принципам закупок.

9. Антимонопольный орган вправе проводить внеплановую проверку заказчиков.

Несоблюдение заказчиками отдельных положений Закона N 223-ФЗ может свидетельствовать и о нарушении антимонопольного законодательства. По Закону о защите конкуренции антимонопольный орган вправе проводить внеплановые проверки соблюдения антимонопольного законодательства.

Наверх