Практика применения 44-ФЗ
28 ноября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

1. Заказчик не вправе устанавливать требование в аукционной документации о наличии у участника закупки лицензии установленного образца какой-либо вид работ, если в данный лот входят не лицензируемые виды работ.

В Рязанское УФАС России поступила жалоба от участника закупки на действия государственного Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку с монтажом, вводом в эксплуатацию, инструктажем специалистов на рабочем месте и последующим техническим обслуживанием в течение гарантийного срока ультразвукового аппарата диагностического универсального стационарного с 4-мя датчиками: конвексный, микроконвексный, линейный, фазированный.

В соответствии с Разделом 13 «Описание объекта закупки» аукционной документации объектом закупки является поставка с монтажом, вводом в эксплуатацию, инструктажем специалистов на рабочем месте и последующим техническим обслуживанием в течение гарантийного срока ультразвукового аппарата диагностического универсального стационарного с 4-мя датчиками: конвексный, микроконвексный, линейный, фазированный.

Таким образом, данная закупка является комплексной и включает в себя несколько объектов закупки:

1) поставку медицинской техники (изделия);

2) монтаж и ввод в эксплуатацию медицинской техники;

3) инструктаж специалистов на рабочем месте,

4) последующее техническое обслуживание медицинской техники.

Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемым видом деятельности.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 469 лицензируются следующие виды деятельности в части технического обслуживания медицинской техники:

  • монтаж и наладка медицинской техники;
  • контроль технического состояния медицинской техники;
  • периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
  • ремонт медицинской техники.

Следовательно, поставка ультразвуковою аппарата диагностического универсального стационарного, инструктаж специалистов на рабочем месте являются не лицензируемыми видами деятельности. В свою очередь, монтаж, ввод в эксплуатацию и последующее техническое обслуживание медицинского изделия - это лицензируемый вид деятельности. При этом монтаж, ввод в эксплуатацию и последующее техническое обслуживание по условиям аукционной документации не является самостоятельным объектом закупки.

В соответствии с ст.31 Закона о ФКС при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 66 Закона о ФКС, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Согласно "Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, Заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.

Вместе с тем, согласно аукционной документации, работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки. Поэтому установление Заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о ФКС. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию, что предусмотрено проектом контракта Заказчика.

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком ч.6 ст. 31 Закона о ФКС.

Если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о ФКС. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

 

2. Заказчики не вправе признавать заявку на участие в закупке соответствующей требованиям Закона о ФКС, в случае если в лицензии на оказание услуги (выполнение) работ указан отличный от документации адрес оказания услуг или выполнения работ.

 

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о ФКС при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В пункте 14 Раздела II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации (далее - Информационная карта) заказчиком определены единые требования, которым должен соответствовать участник закупки. В частности, Заказчиком установлено требование о наличие у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, выданной Министерством промышленности и торговли (по перечню видов работ, указанных в Техническом задании).

В пункте 20 Информационной карты указано, что конкурсная заявка участника должна содержать копию лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, выданной Министерством промышленности и торговли (по перечню видов работ, указанных в Техническом задании).

Кроме того, в пункте 8 Информационной карты содержится информация о месте оказания услуг: по месту базирования ВС (391432, Рязанская область, г. Сасово, Авиагородок, аэродром).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В Законе о лицензировании предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пункты 2, 3 части 1 статьи 15).

В силу пункта 8 статьи 3 Закона о лицензировании местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности) является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Законом о лицензировании предусмотрена возможность переоформления лицензии в случае изменения адреса места осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (часть 1 статьи 18).

Указанное положение законодательства означает, что получив лицензию, лицензиат не обязан ее получать вновь при изменении места осуществления деятельности.

Вместе с тем, данным Законом предусмотрено условие о том, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии (часть 2 статьи 18).

В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона о лицензировании при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Из совокупности приведенных положений статьи 18 Закона о лицензировании следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия.

Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.

В ходе изучения материалов дела при рассмотрении вышеуказанного обращения установлено, что ООО "Скай Сервис" в составе заявки представило лицензию от 27.07.2016 № 13912-АТ, согласно которой местом нахождения и осуществления лицензируемого вида деятельности являются: пр. Строителей д.1 боксы 22,23 г. Луховицы Московской области; с. Верхнее Мячково Раменского района Московской области и Бугульминский район республики Татарстан.

Переоформление лицензии в целях осуществления медицинской деятельности по иному адресу (Рязанская область, г. Сасово, Авиагородок, аэродром) на момент рассмотрения комиссией заказчика вторых частей заявок участников электронного аукциона данной организацией не произведено.

В силу пп. г) ч.2 ст.51 Закона о ФКС конкурсная заявка участника должна содержать наряду с прочим, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о ФКС, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о ФКС.

Учитывая, что в составе конкурсной заявки на участие в закупке ООО " Скай Сервис" представило лицензию на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, согласно приложению 1 к которой место осуществления лицензируемого вида деятельности определено в таких местах как: пр. Строителей д.1 боксы 22,23 г. Луховицы Московской области; с. Верхнее Мячково Раменского района Московской области и Бугульминский район республики Татарстан, в то время как местом оказания услуг в соответствии с Информационной картой является Рязанская область, г. Сасово, Авиагородок, аэродром.

С учетом изложенного, Конкурсная комиссия Заказчика приняла неправомерное решение о признании заявки ООО «Скай Сервис» соответствующей требованиям конкурсной документации и требованиям Закона о ФКС ввиду непредставлении данной организацией в составе конкурсной заявки на участие документов, подтверждающих ее соответствие требованиям законодательства о лицензировании и требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о ФКС.

 

Определение ВС РФ от 10.08.2018 № 301-КГ18-2640

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о лицензировании под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности.

В Законе о лицензировании предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 8 статьи 3 Закона о лицензировании местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию является объект (помещение, здание, сооружение), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности!

Законом о лицензировании предусмотрена возможность переоформления лицензии в случае изменения адреса места осуществления лицом лицензируемого вида деятельности.

Между тем, законодатель установил запрет на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия.

Учитывая изложенное, выводы суда о том, что «победитель» может осуществлять лицензируемый вид деятельности в Ухте (путем переоформления ранее выданной лицензии) является неправомерным и противоречит требованиям Закона о лицензировании.

Кроме того, на переоформление лицензии требуется определенный срок оказания услуг, предусмотренный договором (в данном случае – 20 календарных дней со дня заключения контракта). Таким образом, «победитель» аукциона не соответствует предъявленным требованиям и его заявка должна быть отклонена.

Соисполнители: вопрос об исполнителях решается на стадии исполнения контракта, а частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки. Поэтому выводы суда о последующем возможном привлечении соисполнителей не подтверждают соответствие заявки «победителя» требованиям аукционной документации и возможности его участия в аукционе.

 

3. Установление ненадлежащей инструкции по заполнению Заявки при формирование технического задания в виде сплошного описания ГОСТов.

 

Антимонопольным органом рассмотрена участника закупки на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия города Рязани для нужд муниципального заказчика города Рязани.

По мнению Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно отклонена первая часть заявки на участие в электронном аукционе, в виду отсутствия указаний в первой части заявки конкретных характеристик по некоторым позициям товаров. Заявитель считает что его заявка соответствует все требованиям аукционной документации и Закона о ФКС, а следовательно не подлежит отклонению.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о ФКС, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Инструкция по заполнению заявки на участие установлена Заказчиком также в вышеуказанном разделе 1.3 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению. Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» документации об электронном аукционе.

В соответствии с Письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой необходимо:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе документации об электронном аукционе участники закупки предоставляют конкретные показатели товара только по требованиям к товарам, установленным и соответствующим потребностям Заказчика, предусмотренными техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Указания на эти требования обозначены в Приложении к документации о закупке «Требования к техническим характеристикам основных товаров (материалов), предлагаемых к использованию при выполнении подрядных работ»» фразой «Требования к товарам, установленные Заказчиком».

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссией, из анализа документации об электронном аукционе, установлено, что техническое задание представляет собой описание ГОСтов (в виде изложения полных текстов ГОСтов). При этом требования к товарам (материалам) установлены сплошным текстом, без нумераций позиций, что не позволяет определить всю нуменклатуру товаров для предоставления сведений о конкретных показателей в первой части заявки. Данный факт относиться, в том числе и к позициям, по которым Аукционная комиссия отклонила первую часть заявки на участие ООО «СМУ – 42».

Например, Заказчиком установлены требования к товару «ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия (с Поправкой). Из анализа данного ГОСТа и требований аукционной документации, Комиссией установлено, что требования к песку установлены Заказчиком непосредственно в самом тексте ГОСТа, в разделе 5.10, определяющем порядок проверки качества песка.

Аналогичная ситуация установлена, например, по товару «ГОСТ 28013-98 Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменениями №1)» и др.

Таким образом, проанализировав аукционную документация Заказчика и причины отклонения первой части заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия приходит к выводу, что неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки привело к возникновению у участника закупки ошибок технического характера при заполнении и формировании своей заявки, что в свою очередь привело к признанию таких заявок не соответствующими установленным Заказчиком требованиям.

Следовательно, данный довод Заявителя обоснован. Действия Заказчика нарушают п. 2 ч.1 ст.64 Закона о ФКС, а действия Аукционной комиссии по отклонению заявки ООО «СМУ – 42» от участия в электронном аукционе по указанным выше основаниям являются неправомерными и нарушают ч. 5 ст.67 Закона о ФКС.

 

 

4. Закупка жилья для детей-сирот.

 

Рассмотрена жалоба участника закупки на действия Аукционной комиссии Администрации муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области при проведении электронного аукциона на приобретение квартир в муниципальном образовании Рязанской области для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По мнению Заявителя, вторая часть заявки Заявителя неправомерно признана Аукционной комиссией несоответствующей требованиям ст. 62 Закона о ФКС, в том числе по основанию: в составе второй части заявки Заявителя отсутствуют копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление от имени участника такого аукциона - юридического лица действий по участию в таких аукционах. Заявитель считает, что им были предоставлены все необходимые документы в составе второй части заявки, следовательно, основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе у Аукционной комиссии отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 69 Закона о ФКС Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о ФКС в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно Протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 18.04.2018 № 0159300037618000017-3 заявка ИП Будникова А.С. признана не соответствующей требованиям Закона о ФКС, документации об аукционе по основанию: «Предоставлена копия доверенности 62 АБ 1025469, зарегистрированная в реестре за номером 62/26-н/62-2018-1-486 от 10 апреля 2018 года, удостоверенная Колотилиной Ириной Николаевной, нотариусом Скопинского нотариального округа Рязанской области, которой гр. Копылов Денис Александрович, 17 марта 1984 года рождения, зарегистрированный по адресу: Рязанская область, г. Скопин, дер. Новиково, ул. Пригородная, д. 65Б уполномочивает ИП Будникова А.С. быть представителем для совершения всех необходимых действий на электронном аукционе, совершать иные действия. ИП Будников А.С. не является собственником квартиры, адрес которой указан в доверенности 62 АБ 1025469 зарегистрированной за номером 62/26-н/62-2018-1-486 от 10 апреля 2018 года, а лишь представляет интересы собственника, т.е. совершает все необходимые действия на электронной торговой площадке. Таким образом, данная доверенность предусматривает представление интересов Копылова Д.А. именно как участника закупки. Учитывая, что заявка на участие в аукционе подана от имени ИП Будникова А.С., а не от Копылова Д.А., данная доверенность не может служить доказательством наличия у заявителя полномочий участия в торгах. (ИП Будникову А.С. следовало подавать заявку не самостоятельно и от своего лица, а от лица Копылова Д.А.).

Согласно статьи 182 Гражданского Кодекса Российской Федерации представитель по доверенности имеет право осуществлять сделки от имени представляемого, а не от своего имени. Участие в электронных аукционах агентов участников закупки федеральным законодательством не предусмотрено. Муниципальный контракт может быть заключен только с собственником жилого помещения – участником закупки в лице его законного представителя.

Вместе с тем, статьей 60 Федерального Закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изложены особенности документооборота при проведении электронного аукциона. Обмен информацией, связанный с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляются на электронной площадке в форме электронных документов. Для обеспечения доступа к участию в электронном аукционе оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участника такого аукциона.

Согласно ст. 70 Федерального Закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона. Согласно части 10 статьи 69 Федерального Закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» победителем аукциона признается участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем.

Таким образом, аккредитацию на электронной площадке должен иметь собственник жилого помещения (квартиры).»

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о ФКС при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единое требования к участникам закупки о необходимости соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 61 Закона о ФКС для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица.

В силу части 3 статьи 27 Закона о ФКС участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, положения Закона о ФКС позволяют физическому и юридическому лицу подать заявление на получение аккредитации на электронной площадке как непосредственно, так и через своего представителя при наличии надлежащим образом оформленной доверенности, а в дальнейшем участвовать в закупке с использованием доверенности.

Согласно статье 182 Гражданского кодекса Российской Федерации представитель по доверенности имеет право осуществлять сделки от имени представляемого, а не от своего имени.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжением своим имуществом принадлежит собственнику имущества.

При проведении электронного аукциона на приобретение квартиры (или жилого помещения) в качестве товара, находящегося в гражданском обороте, законодательством предусмотрено наличие права собственности, которое для участия в электронном аукционе должно подтверждаться соответствующими документами.

Вопросы представительства регулируются главой 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие положения о доверенности закреплены в статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, представитель собственника объекта недвижимого имущества по доверенности, получивший аккредитацию на электронной площадке, имеет право участвовать от имени собственника в электронном аукционе и использовать свою электронную цифровую подпись при подписании контракта.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии установлено, что заявителем в составе второй части заявки была приложена доверенность 62 АБ 1025469 от 10.04. 2018, согласно которой ИП Будников А.С. имеет право участвовать от имени собственника в электронном аукционе и выполнять все необходимый действия связанный с электронным аукционом, в том числе подписывать контракт без права получения денежных средств.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии всех необходимых документов в составе второй части заявки ИП Будников А.С., в том числе о наличии документов (копий), подтверждающих полномочия лица на осуществление от имени участника такого аукциона - юридического лица действий по участию в таких аукционах.

Следовательно, действия Аукционной комиссии по отклонению, по данному основанию, второй части заявки Заявителя являются неправомерными и нарушают ч.7 ст.69 Закона о ФКС.

 

 

5. Участник при аккредитации на электронной площадке должен предоставить выписку из ЕГРЮЛ, подписанную ЭЦП, а не сведенья ЕГРЮЛ, сформированные с сайта ФНС.

 

Рассмотрена жалоба участника закупки на действия Аукционной комиссии уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на оказание услуг на проведение контроля эксплуатационных параметров и расчёт таблиц эффективных доз облучения пациентов для рентгеновских аппаратов, проверку эффективности средств индивидуальной защиты.

По мнению Заявителя, Аукционная комиссия неправомерно отклонила вторую часть заявки участника закупки в связи с непредставлением копии выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Заявитель считает, что Заказчик незаконно отклонил вторую часть заявки в данном электронном аукционе, так как заявка участника закупки подана участником закупки в полном соответствии с положениями Закона о ФКС.

Согласно ч. 1 ст. 69 Закона о ФКС аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о ФКС, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 61 Закона о ФКС для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 62 Закона о ФКС для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копию выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, указанным в пункте 1 настоящей части, копию документа, удостоверяющего личность этого участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

Частью 19 статьи 68 Закона о ФКС установлено, что в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о ФКС и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о ФКС аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о ФКС, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Частью 2 статьи 69 Закона о ФКС установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Согласно части 6 статьи 69 Закона о ФКС заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

По смыслу вышеуказанных норм Закона о ФКС признание заявки участника закупки не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в связи с непредставлением выписки из ЕГРЮЛ (пункт 4 части 2 статьи 62 Федерального закона о контрактной системе) возможно исключительно при рассмотрении аукционной (единой) комиссией заказчика, уполномоченного органа вторых частей заявок на участие в аукционе.

При этом, как было указано ранее, при принятии решения о соответствии или о несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе, единая комиссия должна рассмотреть наряду со второй частью заявки сведения об участнике аукционе, которые содержатся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.07.2018 №0859200001118007137-3 в отношении заявки участника закупки с порядковым номером заявки 2 (ООО "Стандарт-Тест") аукционной комиссией принято решение признать заявку несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе и положениям Закона о ФКС на основании п.1 ч.6 ст.69 Закона о ФКС: участник и поданная им заявка не соответствуют положениям законодательства и документации об электронном аукционе в связи с непредставлением документов и информации, предусмотренных п. 5.3 разд. 5 документации об аукционе, п. 4 ч. 2 ст. 62 Закона о ФКС (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о ФКС), а именно: отсутствует копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона о ФКС обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

Согласно пункту 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

На основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:

выписки из соответствующего государственного реестра;

копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;

справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 92 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 2015 г. N 5н (далее - Административный регламент), возможно предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде.

На основании пункта 107 Административного регламента в случае, если при проведении проверки, указанной в пункте 105 Административного регламента, не выявлено оснований, предусмотренных пунктом 31 Административного регламента, осуществляется формирование выписки в электронном виде с электронной подписью.

Выписка предоставляется заявителю непосредственно при переходе на ссылку для скачивания такой выписки (пункт 108 Административного регламента).

Исходя из положений частей 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года 63-ФЗ "Об электронной подписи" выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.

Изучив содержание представленных уполномоченным органом и оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" заявок всех участников закупки и документов этих участников, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре участников, получивших аккредитацию на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ ", Комиссия установила, что заявка участника закупки с порядковым номером заявки 2 (ООО "Стандарт-Тест") содержались сведения о юридическом лице из ЕГРЮЛ, сформированные с сайта Федеральной налоговой службы России с использованием сервиса «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств».

При указанных обстоятельствах, учитывая, что заявка ООО "Стандарт-Тест" не содержала конкретно выписку из ЕГРЮЛ, подписанную квалифицированной электронной подписью налогового органа, аукционная комиссия правомерно признала вторую часть заявки на участие в аукционе данного Общества не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе по пункту 1 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

 

 

 

6. Заказчик не вправе в документации о закупке требовать от участника закупки указания показателей товара, которые могут быть получены только в результате испытаний такого товара.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Реконструкция шоссе".

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом Аукциона.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент", либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. При составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены в том числе следующие требования к товарам: по позиции N 1 "Арматурный прокат периодического профиля, тип 1": "Предел текучести не менее 500 Н/мм", "Относительное удлинение не менее 14%"; по позиции N 5 "Песок природный, тип 1": "Содержание зерен не крупностью менее 0,16 мм % по массе", "Содержание глины в комках не более 0,5% по массе", "Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц не более 5% по массе"; по позиции N 6 "Бетон тяжелый, тип 1": "Средняя плотность крупного заполнителя от 2 000 до 3 000 кг/м3", "Истинная плотность мелкого заполнителя от 2 000 до 2 800 (вкл) кг/м3", "Содержание пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе менее 35% по массе"; по позиции N 7 "Щебень, тип 1": "Полные остатки на сите с диаметром отверстий, равным наибольшему номинальному размеру зерен, до 10% массы", "Удельная эффективность активности естественных радионуклидов свыше 370 до 740 Бк/кг", "Содержание зерен слабых пород более 0 и менее 5% по массе; по позиции N 30 "Смесь пескоцементная, тип 2": "Рекомендуемая подвижность на месте применения по погружению конуса свыше 4 до 8 см", "Расслаиваемость свежеприготовленной смеси не более 10%", "Температура в момент использования при минимальной температуре наружного воздуха от 5 °C и выше".

Комиссия приходит к ввводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведений о результатах испытаний таких товаров, не предусмотренных частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретных показателей веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам: "Довод Заявителя о соответствии требований по позициям N 1 "Арматурный прокат периодического профиля, тип 1", N 5 "Песок природный, тип 1": "Содержание зерен не крупностью менее 0,16 мм % по массе", N 6 "Бетон тяжелый, тип 1": "Средняя плотность крупного заполнителя от 2 000 до 3 000 кг/м3", "Истинная плотность мелкого заполнителя от 2 000 до 2 800 (вкл) кг/м3", "Содержание пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе менее 35% по массе"; по позиции N 7 "Щебень, тип 1": "Полные остатки на сите с диаметром отверстий, равным наибольшему номинальному размеру зерен, до 10% массы", N 30 "Смесь пескоцементная, тип 2": "Рекомендуемая подвижность на месте применения по погружению конуса свыше 4 до 8 см" ГОСТам не может быть принят во внимание судом в связи с тем, что указанные ГОСТы устанавливают требования.

Так, согласно ГОСТ 26633-2015 требования, предъявляемые к бетону, возможно подтвердить исключительно в результате проведения испытаний.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Таким образом, несоответствие оспариваемого решения законодательству судом не установлено, в связи с чем отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленного требования".

С учетом изложенного заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2018 по делу N А40-96286/18-79-1110)

 

Наверх