Соблюдение требований рекламного законодательства
24 апреля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад на тему:

Соблюдение требований Федерального закона о рекламе:

типичные нарушения, выявляемые Рязанским УФАС России за прошедший период

 

Важное место в деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области отводится предупреждению, выявлению и пресечению нарушений Федерального законодательства о рекламе.

Специалисты Рязанского УФАС России, реализуя полномочия по надзору за соблюдением законодательства о рекламе, в пределах своей компетенции выполняли обширный комплекс задач в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы.

В этих целях рассматривались заявления юридических и физических лиц, проводились проверки хозяйствующих субъектов, применялись меры административного воздействия: возбуждались и рассматривались дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и о защите конкуренции, выдавались предписания, а также возбуждались и рассматривались дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

За истекший период 2019 года возбуждено более 20 дел по признакам нарушений законодательства о рекламе. По результатам рассмотрения выдано 5 предписаний, в остальных случаях признаны факты нарушений без выдачи предписаний, в связи с добровольным устранением нарушений.

Существенное сокращение числа выдаваемых предписаний связано с тем, что рекламодатели и рекламорапространители, получая Определение о возбуждении дела, или в ходе его рассмотрения уже устраняют допущенное нарушение. В связи с чем выдавать предписание становится нецелесообразным.

Кроме того, в 2019 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было возбуждено (с учетом переходящих с прошлых периодов) 15 дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

По результатам рассмотрения которых были вынесены постановления о наложении штрафов на общую сумму 120 тысяч рублей. Кроме того, было вынесено 5 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения.

Так Рязанским УФАС России на основании вынесенного решения о нарушении рекламного законодательства со стороны ООО «Виктория Медиа» общество привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

Нарушение выразилось в следующем.

В рамках тесного взаимодействия с Управлением Роскомнадзора по Рязанской области в адрес управления поступают материалы проверок радио-телевещателей.

 

1) Одним из результатом проведения планового мероприятия было систематическое наблюдения в отношении ООО «Виктория Медиа».

По результатам анализа записи эфира, произведенной в период с 22.10.2018 по 28.10.2018 в сети кабельного телевидения в г. Касимов, установлено, что рекламные сообщения в эфире телеканала «Касимов-ТВ» занимают более 15% времени вещания в час. Так, 22.10.2018 в период с 19:00 до 20:00, 23.10.2018 в период с 07:00 до 08:00 и с 14:00 до 15:00 объем рекламы доходил до 28%, что вызвано малым объемом вещания телеканала «Касимов-ТВ» в данные периоды.

Принимая решение по делу, комиссия исходила из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе» общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток.

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламораспространителя, в том числе за нарушение требований части 3 статьи 14 Закона о рекламе.

Рекламораспространителем рекламы в эфире телеканала "Касимов-ТВ" является ООО «Виктория Медиа» как учредитель указанного СМИ.

Факт превышения объема рекламы, распространенной ООО «Виктория Медиа» в указанный период в эфире телеканала «Касимов-ТВ», подтвержден совокупностью исследованных в заседании комиссии доказательств, и обществом не опровергнут.

Таким образом, нарушив статью 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ООО «Виктория Медиа» совершило административное правонарушение, за которое частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 4.1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Виктория Медиа» является субъектом малого предпринимательства.

Таким образом, общество привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

 

2) ООО «Рязанская МПМК №3» также привлечено к административной ответственности виде предупреждения.

Нарушение было в следующем.

В адрес управления поступило заявление физического лица о размещении на входных дверях с домофоном многоквартирного дома по адресу: г. Рязань, ул. Касимовское шоссе, д.54, к.3 рекламных конструкций, на которых написаны номера подъездов, а большая часть на которых занимает реклама перевозчика ТаксиВезет без согласия собственников помещений многоквартирного дома.

В ходе рассмотрения заявления управлением выявлен факт установления рекламной конструкции на входной двери подъезда №1 многоквартирного дома по адресу: г. Рязань, Касимовское ш., д.54, к.3 следующего содержания: «ООО «Рязанская МПМК №3» ИНН6230104728, ОГРН 11762340147, лицензия №062000055 от 08.04.2015. Адрес: 390048, г. Рязань, ул. Новоселов, д.28, пом.Н2 email:rmpmk-3@mail.ru; сайт: www.uk62.ru/mpmk; ГИС ЖКХ. Касимовское шоссе 54 к.3 подъезд №1 кв.1-15 Диспетчер по лифтам: 27-14-53; Паспортный стол: 41-47-41, Диспетчерская круглосуточно: 27-15-65 Везет Сервис заказа такси Есть машина? Получай дополнительный доход! 60-60-88 60-60-90» с изображением мужчины в машине с признаками нарушения части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – ФЗ «О рекламе»).

Данный факт подтвержден протоколом осмотра Рязанского УФАС России при проведении фотосъемки.

Распространяемая информация является рекламой, так как, соответствует критериям рекламы, указанным в статье 3 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 19 ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек на любые поверхности оборудования, в том числе располагаемых на внешних стенах, зданий, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Согласно п.5 статьи 19 Закона о рекламе в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 19 ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Таким образом, ФЗ «О рекламе» закрепляет необходимость получения согласия собственника недвижимого имущества для установки на нем рекламной конструкции.

Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации документом, подтверждающим согласие собственников на установку рекламной конструкции на общем имуществе в многоквартирном доме, может быть протокол общего собрания собственников, в котором будет отражено положительное решение, принятое в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что разрешение на установку рекламной конструкции на дверях подъездов многоквартирного дома по указанному адресу отсутствует и общество «Рязанская МПМК №3» признано нарушившим статью 19 Федерального закона "О рекламе" и следовательно совершило административное правонарушение, за которое ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Рязанская МПМК №3» является субъектом малого предпринимательства и административный штраф заменен на предупреждение.

 

 

3) За прошедший период 2019 года в адрес управления поступило 3 постановления о возбуждении дел об административном правонарушении, вынесенных прокурорами прокуратур г. Рязани в отношении ИП Герасимова по факту размещения в офисах, расположенных по адресу:

- ул. Гагарина, д.69, г. Рязань;

- ул. Есенина, д.37/2, г. Рязань;

- ул. Ленина, д.2/68, г. Рязань

-рекламы, противоречащей части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

Реклама следующего содержания:

- «Займы под залог техники. Скупка техники. Ежедневный процент 1% в день», «Займы под залог золота. Скупка золота, ежедневный процент 0.4% в день. Деньги за семь минут»;

- «Ломбард Сервис», «Ломбард. Скупка. Техника, инструмент и золото», «Залог. Скупка», «Займы под залог техники. Скупка техники. Ежедневный процент 1% в день», «Займы под залог золота. Скупка золота. Ежедневный процент 0,4% в день. Деньги за семь минут»;

- «Глобал Сервис» «Ломбард. Скупка. Магазин. Прокат. Сервис. Ремонт. Залог».

В соответствии с частью 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 "О потребительском кредите (займе)" (далее - ФЗ "О потребительском кредите (займе)"), не допускается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации реклама является ненадлежащей.

Общие требования к рекламе установлены статьей 5 Закона о рекламе, согласно части 1 которой реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Статьей 4 ФЗ "О потребительском кредите (займе)" профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 ФЗ "О потребительском кредите (займе)" установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Такие случаи установлены Федеральными законами "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О кредитной кооперации", "О сельскохозяйственной кооперации", "О ломбардах".

Из анализа вышеуказанных норм следует, что размещать рекламу услуг по предоставлению потребительских займов имеют право только кредитные организации, а также следующие некредитные финансовые организации: микрофинансовые организации, микрокредитные компании, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды.

Согласно письму ФАС России от 31.07.2014 N АД/30890/14 "О рекламе финансовых услуг", из числа финансовых организаций (в том числе некредитных финансовых организаций, поименованных в статье 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и поднадзорных Банку России, а также указанных в пункте 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" и не поднадзорных Банку России) индивидуальными предпринимателями могут являться только страховые брокеры.

Таким образом, индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять деятельность по выдаче займов.

Таким образом, нарушив часть 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ИП Герасимов К.Г. совершил административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, его виновность подтверждена совокупностью имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

За перовое нарушение ИП привлечен к административной ответственности в виде предупреждения а за остальные – наложен административный штраф в размер – 4000 рублей.

Аналогичные 4 постановления поступили в адрес управления в отношении ИП Курганова Р.А. по факту размещения в офисах, расположенных по адресу:

- Первомайский пр., д.45, г. Рязань;

- ул. Гагарина, д.69, г. Рязань;

- Первомайский пр., д.42/2, г. Рязань;

- Первомайский пр., д.34, г. Рязань

Рекламы следующего содержания: «Магазин Сервисный центр Macprofi62, Рассрочка, Ремонт, Продажа, Скупка, Ломбард, Аккумуляторы, Аксессуары», противоречащей части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

Таким образом, нарушив часть 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ИП Курганов Р.А. совершил административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, его виновность подтверждена совокупностью имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

За перовое нарушение ИП привлечен к административной ответственности в виде предупреждения а за остальные – наложен административный штраф в размер – 4000 рублей.

 

4)Наибольшее количество рассмотренных Рязанским УФАС России фактов, указывающих на событие правонарушения, связано с распространением ненадлежащей рекламы по сетям электросвязи (смс-реклама, телефонные звонки).

 

В адрес Рязанского УФАС России поступило заявление гражданки города Рязани о неоднократном распространении на ее телефонный номер смс-сообщений рекламного характера с признаками нарушения статьи 18 Закона о рекламе.

К своему заявлению гражданка приложила скриншоты полученных рекламных сообщений, из которых следует, что смс-сообщения:

  • «Ваша скидка: до 8000 рублей при покупке 4G- смартфона Samsung! Чтобы ее получить, назовите ваш номер телефона при покупке в офисе Билайн. Ближайший: *392#. Предложение действует до 6 октября 2018г. на определенные модели. Подробности уточняйте у продавцов офиса» поступило от Beeline;
  • «Внимание! Защищайте свой смартфон! Рекомендуем вам установить эффективный антивирус «Мобильная безопасность» против действий злоумышленников и кибератак. Антивирус, фильтр входящих и исходящих вызовов и защита от фишинга, 5 дней бесплатно! Подключить: 087942. Ваш билайн», поступило от Beeline;

«Сегодня 79036403178 был выбран Билайн для участия в розыгрыше 7 000 000 рублей! Подтвердите участие, отправив ДА или любое SMS на 5678 (беспл) сегодня 01.11.2018! 15 р/день. Инфо: win.beeline или 060520 (беспл)».

Кроме того, к заявлению была приложена претензия на бланке ПАО «ВымпелКом» о прекращении смс-рассылок рекламного характера на ее телефонный номер.

В ходе рассмотрения дела управлением установлено следующее.

Данные сообщения, поступившие на абонентский номер заявителя являются внутренней рассылкой «Билайн» и указанные смс-сообщения поступали ошибочно и в настоящее время указанный номер исключен из внутренней рекламной рассылки ПАО «ВымпелКом».

По результатам рассмотрения дела Комиссия признала ненадлежащей рекламу, распространяемую ПАО «ВымпелКом» на абонентский номер гражданки без предварительного согласия абонента, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В настоящее время решается вопрос о привлечении ПАО «ВымпелКом» к административной ответственности.

 

5)Одним из примеров нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе является дело в отношении ООО «М-Клиник».

 

Напомним, что основанием для возбуждения дела стало обращение гражданина, который сообщил о том, что на его личный номер телефона поступил звонок от сотрудника ООО «М-Клиник», рекламирующего услуги полного комплексного обследования организма. В частности, гражданину предлагалось проверить наличие заболеваний позвоночника, суставов, сердечно-сосудистой системы, рисков инфарктов и инсультов, проблемы центральной нервной системы и так далее.

Между тем заявитель своего согласия на получение рекламы не давал и в ходе телефонного разговора выражал недовольство с его содержанием.

Решением от 06.09.2018 комиссия управления признала ООО «М-Клиник», нарушившим часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем ему выдано предписание о прекращении действий, нарушающих рекламное законодательство.

Не согласившись с данными решением и предписанием, ООО «М-Клиник» обратилось с заявлением о признании их недействительными в Арбитражный суд Рязанской области, а впоследствии – в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

13 мая 2019 Двадцатый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда Рязанской области, в соответствии с которым решение и предписание Рязанского УФАС России по делу о нарушении рекламного законодательства ООО «М-Клиник» признаны законными и обоснованными.

По результатам рассмотрения дела о нарушении рекламного законодательства ООО «М-Клиник» привлечено к административной ответственности виде наложения штрафа в сумме 100 000 рублей.

Управлением установлено, что ООО «М-Клиник» неоднократно нарушило действующее законодательство.

Наверх