Нужно ли на предприятиях (ООО, МУП и/или с долей собственности муниципалитета) создавать систему комплаенса? Это для таких предприятий обязательно, желательно, нецелесообразно?
В настоящее время законодательное требование о внедрении системы антимонопольного комплаенса в организациях и предприятиях, не являющихся органами власти, отсутствует.
Однако у таких хозяйствующих субъектов существует определенный стимул для создания внутрикорпоративной системы предупреждения нарушений в сфере антимонопольного комплаенса.
Так, постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 № 213 утверждены критерии риск-ориентированного подхода антимонопольного органа при осуществлении им контрольно-надзорной деятельности.
В соответствии с данным постановлением в отношении хозяйствующих субъектов, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. К категории низкого риска хозяйствующий субъект относится при выполнении в совокупности двух условий, одним из которых является функционирование у хозяйствующего субъекта в течение не менее одного года на день принятия решения о присвоении (изменении) категории риска системы антимонопольного комплаенса, предусмотренной внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо.
Кроме того, ФАС России считает, что наличие антимонопольного комплаенса в компании и актуальная поддержка его функционирования должно являться смягчающим обстоятельством при наложении штрафов.
Таким образом, внедрение данной системы организациями и предприятиями, не являющимися органами власти, является весьма целесообразным.